Этимология слов «каска» и «шлем» близки, оба слова означают головной убор, призванный защитить голову от механического воздействия. Защитный головной убор для военных в русском языке было принято называть шлемом. А вот шлем во французском и испанском языках звучит как «каска». Одно время «каской» в Европе называли открытый шлем типа бургиньот.

Шлем типа бургиньот

С развитием огнестрельного оружия доспехи стали не актуальны. Казалось, что слово обречено прозябать на задворках истории, как и предмет, им обозначенный. И вдруг, в эпоху мировых войн, слово обрело второе дыхание, быстро проникнув во все европейские языки. Все дело в том, что эволюция военного дела связана с противостоянием технологий нападения и обороны, оружия и брони.

В XVII-XVIII веках огнестрельное оружие дало колоссальное преимущество технологиям нападения, сводя на нет роль стен и доспехов. Однако с переходом от точечного поражения к стрельбе по площади, от ядра к шрапнели, от винтовки к пулемету, огнестрельное оружие породило и новые технологии защиты. Войска начинают зарываться в землю, война превращается в позиционную.

Французская каска пожарного XIX века

В окопах Первой мировой погибали не только от пуль, но и от шрапнели, осколков снарядов и разлетающихся камней при взрыве. Вот тут французам и пришла в голову идея защитной каски, благо еще со времен Наполеона пожарные во Франции снабжались бронзовыми шлемами для защиты головы от падающих предметов.

Можно заметить, что подобные головные уборы, только преимущественно из кожи, носили в XIX веке в русской и прусской армии, а в колониальных войсках получили распространение пробковые шлемы. Металлические шлемы носили кирасиры и драгуны. Однако все головные уборы рассматривались и разрабатывались, скорее, в качестве элемента униформы, а не в качестве элемента защиты, и не годились для позиционной войны.

Испанцы в пробковых шлемах 1912 г.

Каска Адриана

Итак, уже в 1915 году все французские войска получили «каски Адриа́на» M1915. Эта военная каска состояла из четырех частей: полусферического свода шлема, переднего и заднего козырька и гребня, прикрывающего вентиляционное отверстие. Шлем изготавливался из стального листа толщиной 0,7 мм, имея вес около 700—800 грамм. Кожаный подшлемник состоял из 6 - 7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень был изготовлен из кожи.

Каска Адриана оказалась дешевой, простой, удобной. Она вчетверо уменьшила количество ранений в голову от шрапнели и осколков во французских войсках. Шлем определенно произвел впечатление на воюющие стороны. Бельгия, Греция, Италия, Польша, Япония, Российская империя и ряд других стран стали закупать эти каски для своих вооруженных сил. Германия и ее союзники так же озаботились созданием подобных шлемов.

Каска Адриана

Наряду с достоинствами, каска Адриана имела ряд недостатков. Ее защита от пуль была совершенно недостаточной, а наличие нескольких элементов не только снижало прочность, но и усложняло производство.

Штальхельм и шапель

В 1916 году в войска Германии поступили стальные шлемы Stahlhelm М16. Немцы создали более совершенную, цельноштампованную каску из никелевой стали. Изнутри к ней на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Несмотря на гораздо лучшие характеристики, чем у каски Адриана, Stahlhelm оказался также неспособен сдерживать винтовочную пулю. Поэтому на М16, М17 и М18 устанавливали специальные втулки, на которые должна была крепиться дополнительная броневая пластина.

Штальхельм М16

«Рогатые» шлемы создали особенный образ немецкого солдата на всю Первую мировую войну. Важность узнаваемости силуэта «своего» солдата осознавали и в Великобритании. Раскритиковав каску Адриана, англичане порылись в богатых закромах традиций и выудили оттуда капеллину или шапель (по-нашему – железную шапку), снискавшую популярность у средневековой пехоты на излете средневековья.

По имени «вспомнившего» про шапель изобретателя, устройство назвали «каска Броди» Mk.I. Главным достоинством этой цельноштампованной каски была ее простота и соответственно – дешевизна. Эти металлические тарелки имели широкие поля, хорошо защищающие от осколков сверху, и неплохо рикошетили. Однако во время атаки защитные свойства шлема были минимальны.

Каска Броди

Каска Броди пережила две модификации (Mk.II в 1939 и Mk.III в 1943 г.) и была принята на вооружение в Великобритании, Португалии, США, а также СССР в виде шлема бойца ПВО (1938 г.). Причем советская модификация отличалась более толстым металлом (1,8 мм. против 0,9) и, соответственно, гораздо большим весом – 1,2 кг.

Шлем легионера

Если немцы и англичане, рисуя силуэт своих шлемов, вдохновлялись средневековой историей, то итальянские фашисты апеллировали к Римской империи. В 1931 году была создана опытная модель М31, которая своим внешним видом напоминала шлем римских легионеров. После определенной доработки новый шлем был принят под обозначением М33. Официально этот шлем был введен только в 1934, а в армию начал поставляться в 1937-м.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини в парадном шлеме M31

Для М33 использовался сплав никеля и стали. Вес его составлял 1100 - 1200 грамм, толщина стенок 1,2 мм. Шлем имел три или четыре вентиляционных отверстия, а на фронтальную часть наносились эмблемы родов войск, к которым принадлежали носившие каску. По старой традиции, головные уборы итальянских стрелков (берсальеров), в том числе и шлемы М33, украшались боковым султаном из перьев глухаря или фазана.

Итальянский М33 получился достаточно надежным, простым и эффективным. Он послужил образцом для некоторых шлемов других армий, в том числе для СШ-40 Красной Армии.

М33

Эксперименты с формой

Испанцы, не участвовавшие в Первой мировой войне, озаботились касками только в 20-е годы. Они попытались объединить удачный контур Stahlhelm М16 и широкие защитные поля каски Броди. Так родилась M26 с «Con Ala» («с крыльями»). Модификация без крыльев тоже существовала, но не получила широкого распространения.

М26 поступила в войска только в 1930 г. Она была выполнена из прокатной стали, имела толщину от 1,1 до 1,8 мм и вес чуть более 1 кг. С самого начала эксплуатации эту каску преследовали жалобы на неудачную конструкцию подшлемника и отсутствие вентиляции. С учетом того, что испанцам часто приходилось вести военные действия в Африке, эти факты стали весьма досадным недоразумением для использующих их солдат.

М26 с крыльями

Пожалуй, самым ярким эпизодом конструирования каски с «национальным характером» можно признать потуги швейцарцев. Местное военное министерство хотело получить шлем, сравнимый по характеристикам с зарубежными образцами, но обеспечивающий узнаваемость и «эстетическое превосходство».

Прототип шлема был заказан французскому художнику Л’Эплатенье. Конечный результат напоминал франко-американский шлем Дюнана 1916 года, однако он был глубже по бокам и длиннее над бровями. Как и у шлема Дюнана, каска имела опускающееся забрало с продолговатыми отверстиями.

Шлем Л’Эплатенье

По мысли авторов забрало должно было защищать глаза пехотинца от осколков. Характерный же швейцарский крест, отштампованный на лбу, предназначался для повышения узнаваемости. Шлем был представлен заказчикам в 1917 году, его расхвалили за красоту, оригинальность и швейцарский характер, но его форма и штампованный крест оказались неудобны в производстве, а забрало и вовсе приводило стрелков к дезориентации из-за расположения отверстий. В итоге шлем так и не пошел в серию.

Восточный взгляд

Впрочем, лихорадочная разработка касок велась не только в Европе. Японцы внимательно следили за развитием событий на континенте, но какое-то время тема бронирования пехоты казалась им неинтересной. Интервенция на Дальнем Востоке против Советской России, а затем война в Китае, вынудили Страну восходящего солнца озаботиться снаряжением своих бойцов.

М1922 «Кабуто предварительного стандарта» с цветком сакуры

Первый вариант шлема М1922 «Кабуто предварительного стандарта» появился в 1922 году и был быстро модифицирован, так как многочисленные дырки вентиляции на куполе пропускали много воды. Шлем внешне напоминал каску Адриана, но был цельноштампованным. Во втором варианте 1922 года на куполе появилась накладка в виде цветка сакуры, закрывающая вентиляционные отверстия.

Наконец, в 1930 году, с небольшими переделками, шлем был окончательно принят армией как «Кабуто тип 90». Наиболее явным его отличием стало исчезновение с купола цветка сакуры.

Кабуто тип 90

До 1932 года японцы рассматривали каски именно как оборонительное оружие для штурмовых отрядов. Поэтому первые поставленные в армию образцы вызвали разочарование – каски не останавливали пули! Разработчикам пришлось не только вести разъяснительную работу по правилам применения касок, но и действительно разрабатывать штурмовые варианты.

Однако в разработке такой каски японцы столкнулись с тем же ограничением, что и европейцы. Постоянно носить каску более килограмма весом было невозможно, из-за начинающихся проблем со здоровьем солдата. Поэтому штурмовую каску стали рассматривать как вариант специального снаряжения, применяемого только в конкретной боевой ситуации.

Тип 98

В отличии от немцев, которые просто вешали броневую пластину на лоб каски, японцы создали специальные шлемы, в которых пластина крепилась изнутри. Толщина металла самой каски была увеличена до 2 мм, вес увеличился примерно до 2 кг. Лобовая съемная пластина добавляла еще 2 мм и 0,8 кг веса.

Эти штурмовые каски стали обозначаться как «Тип 98» и должны были сочетаться со стальным бронежилетом. Они не заменяли тип 90, а дополняли его как специальное снаряжение.

Японцы в касках "тип 90"

Каски Второй мировой

В целом, многочисленные эксперименты с касками в разных армиях мира показали, что для максимальной защиты нужно меньше оригинальности и больше технологичности. Вес, размер, форма, металл наиболее удачных касок все больше сближался. Рассмотрим самые совершенные и массовые каски Второй мировой войны.

На первом месте стоит немецкая М35. Являясь развитием М16, она изготавливалась из углеродистой стали, легированной молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Внешне она имеет более обтекаемый силуэт, избавилась от рожек, внутри получила качественное подтулейное устройство образца 1931 года. Каска изготавливалась в двух размерах и имела 7 размеров «подшлемника», что позволяло практически идеально подгонять ее под голову владельца.

Штальхельм М35

М35 и пришедшая на смену М40 были весьма комфортными касками, но расплатой была высокая цена и невозможность быстрой замены каски на чужую.

В Советском союзе сначала была создана СШ-36, похожая на немецкий Stahlhelm М16, но с более широкими полями. Только накануне Великой Отечественной войны она была заменена на более совершенную, похожую на итальянскую М33 каску под обозначением СШ-39 (СШ-40 с новым подтулейным устройством). Она изготавливалась из легированной броневой стали с толщиной стенок 1,9 мм и весом в 1,25 кг.

Юрий Никулин в каске СШ-40

Уже по характеристикам каски видно, что она уступала немецкой в удобстве, но несколько выигрывала в бронезащите. И разумеется, была дешевле и универсальнее.

Американская каска М1 начала разрабатываться только в 1941 году. Шлем М1 изготавливался из стали Гадфильда, и в сборе представляет собой двухкомпонентный шлем со стальной оболочкой толщиной около 1 мм. Края шлема закреплены отбортовкой. Внутреннее оборудование - это второй шлем массой 350 гр., из прессованного картона, на котором закреплен подшлемник - набор петель из тканых лент, зашнурованных сверху. Все связано с помощью девяти заклепок.

Американские актёры в касках М1

Общая масса шлема достигала 1,45 кг. Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Оригинальная конструкция каски не только эффективно защищала бойца, но и решила проблему подгонки размера каски под конкретную голову, что делало каску удобной и универсальной.

По понятным причинам немецкая каска не смогла стать «долгожителем», в отличии от американской и советской модели. В этом одна из причин ее особой «культовости» в среде любителей военной истории и коллекционеров. Большинство других военных касок времен Второй мировой не претерпевали серьезных изменений вплоть до появления кевларовых шлемов.

Н. Сайнаков