Самовар уже традиционно считают одним из символов русского народа, олицетворяя его хлебосольное гостеприимство. Кажется, что он всегда был в хозяйстве, наряду с русскими санями или валенками. Что испокон веков в русских семьях ставили на стол самовар и вечерами долго и задушевно пили чай. Однако чай появился на российских просторах примерно в первой половине XVII века, и только к концу этого столетия наладили его регулярные поставки из Китая в Москву. Русский самовар появился ещё позднее. Местом его рождения долгое время считали Тулу, но теперь найдены подтверждения, что первые русские самовары начали делать в иных местах.

Внутреннее строение самовара (самовар в разрезе)

Кроме того, самовар никак нельзя назвать русским изобретением. Устройства для подогрева или кипячения воды были известны с давних пор. Примерно два тысячелетия назад их уже применяли в Египте и других регионах мира. Русский самовар родился где-то в первой половине XVIII века, когда в Англии уже широко использовали «чайные вазы» или «чайные урны» - устройства, воду в которых подогревала жаровня с тяговой трубой внутри большого резервуара. Где же тогда появился самый-самый первый самовар в мире?

Самовары Древнего Востока

Внешний вид хого

Можно поискать родину самовара на Востоке. Устройство, напоминающее русский самовар, использовали ещё в Древнем Китае. Называется оно «хого» («огненный котёл»), широко применяясь и поныне. Кто-то заспорит, что хого ни в коем случае нельзя считать самоваром, так как русский самовар подогревает воду, а хого напрямую используют для готовки супов. То есть это как бы не самовар, а котелок. Или правильнее сказать, мультиварка, поскольку позволяет готовить несколько блюд. Причём, одновременно.

Хого в работе

С первого взгляда хого на русский самовар не похож, но если вглядеться пристальнее (особенно, в разрезе), то общие черты мы отыщем. Хого – это сосуд с двойным дном и цилиндрической трубой, расположенной по центру. Его нижняя часть образует печку. В основной резервуар наливают воду, а в печку через специальное отверстие закладывают распаленный древесный уголь. Сверху резервуар закрывают крышкой. Одним из названий хого будет «монгольский котелок», так как считается, что такой способ готовки возник в армии монгольских кочевников. Хого – не просто сосуд. Так именуют и само блюдо, которое в нём готовят. А сейчас этим словом называют ещё саму готовку и времяпрепровождение за поглощением приготовленного. В качестве блюда хого - это один или несколько супов, куда окунают, доваривая, различное мясо, морепродукты, овощи, кусочки тофу (растительный творог, приготовленный из створоженного соевого молока), лапшу, грибы, фрикадельки, а также другие ингредиенты. Иногда вокруг пышущего жаром хого выстраивается целая армия тарелок, заполненных разными вкусностями, которые будут окунать в горячий бульон. Для усиления вкуса после варки в бульоне получившееся ещё окунают и в соус или другие приправы.

Хого в действии

Те, кто не согласен, с «монгольской» версией происхождения, уверены, что хого изобрели жители северных районов Китая. Именно там холодное время года заставляло чаще задуматься о кипятке и о горячей пище, в частности. С помощью хого сначала получали кипяток, потом кидали туда специи, очень тонкие полоски мяса, небольшие куски рыбы, овощи и зелень. По мере готовности начинали есть одно или другое. А когда добавки заканчивались, в получившийся очень густой бульон засыпали лапшу. Развариваясь, она впитывала в себя всю оставшуюся жидкость. Считаясь главным блюдом, эта лапша и завершала крестьянскую трапезу. Кроме варки супа, хого ещё порядком обогревал жилище. До недавнего времени считалось, что хого начал распространяться по Китаю примерно в четвёртом веке нашей эры. Но в 2005 году археологи на территории города Хэфэй в провинции Аньхой нашли керамические сосуды возрастом 1700 лет. По конструкции они напоминали хого, имея и небольшую печку, и резервуар для готовки. Поэтому сейчас можно сказать, что хого были известны ещё в эпоху Троецарствия, то есть примерно в середине третьего века нашей эры. Китайцы указывают, что примерно в это же время великий китайский поэт и военачальник Цао Пи догадался разделить медный котел на пять частей для готовки разных блюд одновременно.

Хого (слева) и русский самовар (справа)

Хого стоял не только в хижинах бедняков, но и в домах знати. Его использовали даже в императорских дворцах. Зафиксировано, что в период Цяньлун династии Цин император организовал для придворных угощение на 530 столах, сервированных хого. А его преемник, император Цзяцин, принимая престол, позвал на пир тысячи тысяч пожилых людей. Приглашённые вкушали из 1550 серебряных, оловянных и медных хого. Юаньянго – хого, чей резервуар разделён на две части для варки острого (красного) и пресного (белого) бульонов. Название он получил в честь мандаринок. Можно прочитать множество легенд, как мандаринок выбрали из-за верности пары друг другу. И что, селезень и утка символизируют собой противоположности «инь» и «ян», как противоположны по вкусу два супа в этой версии хого. Однако, если почитать китайские источники, выяснится, что название возникло из-за узора в виде мандаринок на разделительной перегородке, которой комплектовали первые партии данного варианта хого.

Два вида супа

В Средние века мореплаватели завезли хого из Китая в Японию. Там такой способ готовки тоже быстро обрёл невиданную популярность. Однако это касается только самого блюда, а не сосуда. Готовят японцы в традиционной посуде из глины или чугуна. Глиняные горшки могут некоторое время сохранять тепло после того, как их сняли с огня, а чугунные горшки равномерно распределяют тепло, поэтому пища в них тоже какое-то время не остывает. Как и хого, такие горшки японцы ставят в центр стола, чтобы каждый мог дотянуться. Подобные хого горячие блюда японцы называют «набэмоно» или просто «набэ».

Самый древний известный самовар и принцип его работы

А самым древним в мире пока считается самовар, которому более трёх с половиной тысячелетий. Он найден в 1989 году при исследовании могильного кургана в Шекинском районе Азербайджана. Среди различных горшков, обнаруженных в захоронении, один имел цилиндрическую трубку посередине. Трубка оказалась покрытой сажей, как и внешние стенки горшка. По мнению участника раскопок Туфана Ахундова, предметы принадлежат одному из племён хеттов, живших более 3600 лет назад. Данный горшок-самовар подвешивали над огнём. Внутренняя полая трубка создавала гораздо большую поверхность нагрева, что сокращало время готовки и существенно экономило топливо. Скорее всего, в этом самоваре готовили суп, бульон или раствор на травах (чай в этом регионе тогда ещё не был известен). Можно ли считать данный горшок самоваром? Да, ведь сделать из него самовар очень просто: достаточно поставить на ножки с решётчатой столешницей, а в трубку засыпать уголь. Интересно, что на персидском языке самовар зовётся «samāvar» (سماور).

Самовары Древнего Рима

Аутепса с медальонами (музей Касселя)

Но родиной самовара вполне могла быть и античная Европа. Полностью соответствует русскому слову «самовар» древнегреческое «αὐθέψης» («аутепса»), что можно перевести, как «самокипящий». Аутепса, представляя собой сосуд с трубкой для хранения углей, использовалась для нагрева воды. Выше показана бронзовая римская аутепса первого века нашей эры (высота - 485 мм, наибольший диаметр - 495 мм, диаметр дна - 260 мм, диаметр горловины - 410 мм) с утраченной подставкой, украшенная медальонами с масками. Существовали различные версии аутепсы.

Аутепса в разрезе

Выше чертёж реконструированной аутепсы, напоминающей чайник или кофейник. Она тоже невелика, меньше полуметра (470 мм), и имеет простейшую конструкцию. В нагревательную камеру (A) через боковое отверстие диаметром 50 мм засыпается древесный уголь. Главный резервуар (B) ёмкостью около четырех литров предназначен для нагрева воды. Для удобства использования его горловина заканчивается носиком, а литая ручка приварена к корпусу смесью свинца и олова. Нижнее отверстие нагревательной камеры закрыто решёткой, которая удерживала уголь, но позволяла высыпаться золе. Основание (C) имеет пару квадратных отверстий по 8 мм каждое, которые, вероятно, обеспечивали вентиляцию. Учёные высказывают предположение, что подобные аутепсы находили широкое применение в банях, так как такой же сосуд с боковым отверстием изображён на мозаике, найденной на месте термальных ванн Сиди-Гриб (40 км к юго-западу от Карфагена). Пока археологами найдено всего шесть аутепс данного типа.

Принцип подачи тяги

Чтобы обеспечить тягу, необходимую для поддержания горения, использовали различные конструкции воздуховодов. Очень интересная конструкция показана выше. Учёные до сих спорят о том, где именно могли применяться аутепсы. По мнению одних, для приготовления пищи их не использовали (то есть перед нами не вовсе котелок, подобный китайскому хого). Тем не менее, при церемониях принятия пищи горячая или подогретая вода требовалась постоянно. Другие учёные утверждают, что в камеру по необходимости могли засыпать не уголь, а лёд, чтобы охлаждать воду. То есть аутепса – это не просто аналог самовара или современного кипятильника, а прототип кулера.

Аутепсы, снабжённые краниками

Но если брать именно приёмы пищи, то горячая вода подавалась к вину, находившемуся в сосуде, именуемом «кратер». Каждый гость зачерпывал вино из кратера и по своему вкусу разбавлял его горячей водой из аутепсы. Марк Теренций Варрон на своей вилле в Казинуме распорядился выстроить вращающийся стол, чтобы гости могли дотянуться до любого расположенного на нём угощения. Устройство предполагало подачу для каждого гостя и холодной, и подогретой воды. Боковой краник, имеющийся у обоих образцов, показанных выше, максимально приближает конструкцию подобной аутепсы к устройству русского самовара. Специалисты Музея Израиля (Иерусалим), где хранится образец, показанный на фото справа, считают, что эту аутепсу использовали непосредственно для нагревания вина. Хотя для подогрева вина чаще применялась каэда. Выполненную в форме вазы с краном каэду из бронзы обнаружили при раскопках богатой виллы в Помпеях. Пространство для углей находилось в середине этого сосуда. Каэда имела три ножки в виде звериных лап и закрывалась крышкой с острым верхом (над пространством для углей были проделаны отверстия).

Родина русского самовара

Слово «самовар» в записи допроса иргинского купца Тимофея Пушникова (фрагмент документа)

Итак, если русский самовар родился не в Туле, то где? Известно, что впервые слово «самовар» в документах встретилось в записях Екатеринбургской таможни. Её служащие зафиксировали, что 7 февраля 1740 года сюда с Курьинской пристани Акинфия Демидова, расположенной на реке Чусовая, доставили ряд изъятых товаров, среди которых числился «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». По отсутствию дополнительных комментариев выходило, что найденное устройство изумлений у таможни не вызвало. Но так и остались неизвестными и форма самовара, и место его производства. При допросе самовар оценили в 4 рубля 80 копеек, что на то время превышало стоимость коровы.

Ранний русский самовар

В поселке Суксун Пермского края считают, что тот самовар непременно изготовили у них. Медь выплавляли на медеплавильном заводе Акинфия Демидова (того самого, которому принадлежала и Курьинская пристань), который начал работу 11 августа 1727 года, а с 15 января 1729 года уже действовал на полную мощность. Очищенная медь шла казне, которая отправляла её монетным дворам. Сортовой медью торговать было не всегда прибыльно, поэтому старались пустить полученный металл на посуду. В числе прочих предметов изготавливали и сами самовары, и сбитенники, считающиеся предшественниками самоваров. Суксунский самовар имел особую форму, напоминая античную вазу. Считается, что производство самоваров в Туле вполне могло начаться с подачи Суксуна, так как оба завода принадлежали Демидовым. Перебросить же мастеров с одного завода на другой, чтобы и там наладить производство прибыльной вещицы, для Демидовых труда не составляло. Напомним, что первое упоминание о тульском самоваре, найденное в описи имущества Онежского монастыря, принадлежит к 1746 году.

Памятник самовару в Суксуне

Самоварный промысел в Суксуне перестал быть монополией завода после отмены крепостного права. Умелый рабочий, навострившись делать самовары на заводе, и дома мог организовать своё производство. Стремительный рост кустарного медноиздельного промысла в Суксуне пришёлся на 1870-1890-е гг. К концу века самовары суксунской фабрики Помыткина удостоились участия во Всемирной выставке в Париже, где восхищали публику наравне с каслинским чугунным литьём и предметами екатеринбургских резчиков из уральских самоцветов. До революции в Суксуне действовало до 80 кустарных мастерских по изготовлению самоваров. Но тут надо понимать, что не каждая мастерская обеспечивала полный цикл. Часто самовар являлся продуктом коллективного творчества: одна мастерская занималась выделкой его корпуса, в другой ему отливали краник, третья занималась резными ручками, а в четвёртой всё собирали воедино. В Суксуне делали самовары вплоть до 2007 года, но сейчас о былом производстве напоминает лишь огромный, высотой 3,2 метра, памятник самовару.

Один из первых русских самоваров. 1740-е гг. (возможно Иргинский завод)

Первенство Суксуна в производстве самоваров оспаривают жители Свердловской области, которые считают, что конфискованный самовар сделали на Иргинском заводе. Иргинский завод выстроили братья Осокины, а первую медь здесь получили в декабре 1728 года. Можно сказать, что Иргинский завод занимался тем же самым, что и Суксунский. Очищенная медь шла на производство монет. В распоряжении завода оставались запасы, из которых периодически разрешалось делать посуду. К концу 1730-х гг., когда заводом единолично владел Пётр Игнатьевич Осокин, здесь делали даже винокурные приборы (казаны с трубами). Так что и самовары здесь вполне могли производить. Согласно исследованию сотрудников Института истории и археологии Уральского отделения РАН, в июле 1738 года Екатеринбург дал разрешение пустить медь на посуду в последний раз. Завод к тому времени пребывал в жесточайшем убытке. Спасти его от краха могло лишь крайне прибыльное изделие. И вот им как раз мог выступить самовар. Кроме Иргинского на приоритет в производстве русских самоваров мог бы претендовать и Троицкий завод, которым владели Турчаниновы, но фабрика медной посуды при нём открылась позднее (примерно в 1742 году).

Примечательные самовары, сделанные на их родине и вне её

Экс-чемпион среди русских самоваров

Ещё не так давно самоваром-рекордсменом считался экземпляр, сделанный к традиционной Ирбитской ярмарке в 2010 году. Вес этого великана, работающего на углях, достигал полтонны, а внутрь можно было залить 415 литров воды. Поменьше был самовар, изготовленный на Украине для буфета Харьковского железнодорожного вокзала (вес более 300 кг при объёме 360 литров), который за день мог организовать горячие напитки для десяти тысяч покупателей. Работает он не только на углях, но и на электричестве. По праздникам он покидает буфет и поит на улицах города благодарных харьковчан.

Пермский самовар - самый большой русский самовар в мире

Но на момент создания статьи самый большой самовар в мире имеет объём 555 литров, чего хватит, чтобы приготовить чай сразу на 2220 человек. Самовар-гигант занесён в «Книгу рекордов России». Подогрев воды осуществляют при помощи встроенной дровяной печи. С делал его из нержавеющей стали в 2014 году пермяк Александр Новокшонов. И это очень символично, ведь Суксун, борющийся зваться родиной самовара, находится именно в Пермском крае.

Гигантский хого

А что же китайцы? Они тоже могут поразить размерами своего хого. В 2018 году китайская пресса оповестила, что самый большой в мире бронзовый хого выставлен на обозрение в городе Датун провинции Шаньси (Северный Китай). Высотой этот гигант более двух этажей. Одна только его крышка весит более 350 килограммов, поэтому для её подъёма потребовались бы усилия восьми человек. Сам хого при высоте 5,17 м и диаметре 3,57 м имеет вес 1883 килограмма. В нём готовится примерно тонна еды, которой хватит, чтобы одновременно накормить 800 человек. Для разведения огня необходимой мощности потребовалось четверть тонны древесного угля и три часа времени. До этого момента мир могла удивить размерами модель старинного самовара грушевидной формы, которую создал Мохаммад Бадавар из города Боруджерд в иранской провинции Луристан. Имея диаметр 3,5 метра и высоту 4,2 метра, этот самовар весит примерно две тонны и вмещает 3000 литров воды.

Самовар из напёрстка

Если же говорить о самых маленьких самоварах в мире, то вспоминаются экземпляры, корпус которых Евгений Калинников мастерит из напёрстков. Самовары имеют полный комплект деталей и способны вскипятить 4 мг воды. Весит такой самовар всего 16 грамм. Но существует и рабочий самовар ещё миниатюрнее. Экземпляр высотой 3,5 мм сумел сделать слесарь Института радиотехники и электроники АН СССР Василий Васюренко. Входит в него всего одна капля воды.

Самый миниатюрный самовар в мире

А самый маленький самовар можно уместить если не на кончике иглы, то на ней самой. Самовар Николая Алдунина меньше сахарной песчинки - всего 1,2 мм. Он составлен из дюжины деталей, выполненных из золота. Создатель этой миниатюры вспоминает, что при работе каждое движение совершал между ударами сердца, чтобы не дрожали руки. Рассмотреть это удивительное творение можно только под сильным увеличением. И чай из такого самовара уже не нальёшь.