«Мальчик пристально вглядывается в даль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?» - эту мини-притчу, сопровождающую нэцкэ «Мальчик с книгой», писатель Анатолий Рыбаков выбрал эпиграфом для повести «Приключения Кроша». Её же в закадровом исполнении Зиновия Ефимовича Гердта можно услышать и в одноимённом телевизионном фильме.

Юный радиослушатель

Безмолвным ответом на её финальный вопрос служит плакат послевоенных лет, на котором мальчик с серьёзным лицом внемлет неслышимым нам голосам, доносящимся из радиоприёмника. Что за аппарат сумел приковать внимание мальчугана? Любители ретро-приёмников здесь хором воскликнут: «Фестиваль».

Прототип радиоприёмника «Фестиваль»

Здание Санкт-Петербургского завода «Радиоприбор»

История «Фестиваля» начинается в городе на Неве. В середине 1956 года сотрудники двух ленинградских предприятий начали разработку приёмника высшего класса с дистанционным управлением. Первым был Ленинградский оборонный завод № 794 Министерства авиационной промышленности (ныне Санкт-Петербургское ПАО «Завод "Радиоприбор"»). С ним в паре работали специалисты Института радиовещательного приема и акустики имени Попова, располагавшегося на Каменном острове. Радиолюбителям он больше знаком под аббревиатурой ВНИИРПА или просто ИРПА (институт носил разные имена за время своего существования). В 2008 году от института остался лишь юридический адрес, а в 2020 году предприятие окончательно ликвидировано. До наших дней не сохранился даже комплекс зданий этого института.

Приёмник «Ленинград»

На разработку ушло меньше года, и уже с мая 1957 года Ленинградский оборонный завод № 794 начинает выпуск лампового приёмника «Ленинград». Его не надо путать с одноимёнными аппаратами 1946 и 1948 гг. Прямо по ходу производства начались усовершенствования. Например, произведена замена блока диапазона УКВ. В сравнении с первыми аппаратами чувствительность блока повысилась на 20-30%. Несмотря на то, что разработка предполагала конвейерный метод, позволявший обеспечить масштабный выпуск, на свет появилась лишь опытная партия.

Приёмник «Ленинград» (крупный план)

Внутренняя поворотная магнитная антенна обеспечивала приём в диапазонах СВ и ДВ. Чтобы слушать КВ-диапазоны, требовалась выносная антенна. Её наличие улучшало и работу с волнами СВ/ДВ. Для работы в УКВ диапазоне применён внутренний диполь, но устойчивый приём давала только специальная внешняя антенна. На выходе был достаточно качественный для того времени диапазон частот: 60 – 8000 Гц для диапазонов ДВ, СВ и КВ, и 60 – 14000 Гц для УКВ и прослушивания пластинок с внешнего проигрывателя. Ответственные лица опасались за небольшой спрос: невзирая на качество и пульт дистанционного управления, покупателей могла отпугнуть высокая цена – 3500 рублей (речь идёт о дореформенных деньгах). В результате решили не загружать завод массовым выпуском, а передать его другому предприятию. Однако в небольших количествах этот «Ленинград» собирали и дальше. Общий выпуск оценивается количеством около 300 экземпляров. Так как на новом месте аппарат получил цену в 2760 рублей, то и розничную стоимость «Ленинграда» снизили до того же значения.

Радиоприёмник «Фестиваль»

«Фестиваль» в светлом корпусе

Предприятием, куда в 1957 году передали документацию на приёмник для массового выпуска, стал Рижский радиозавод имени Попова. Выпускать в Риге радио с названием «Ленинград» было нелепо, поэтому встал вопрос о переименовании. Так как Советский Союз в 1957 году принимал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и вся страна жила этим праздником, больших проблем с выбором не предвиделось. Работы по выпуску приёмника «Фестиваль» начались осенью, а к концу года была готова опытная партия. В 1958 году Рига приступила к массовому выпуску аппарата, внутри которого были 12 ламп, внутренние антенны и механическая АПЧ. К приёмнику можно было подключать проигрыватель, магнитофон и дополнительную акустику. Аппарат обладал автопоиском станций: для этого служила длинная клавиша, находящаяся на панели перед остальными. Нажатие на левый или правый её край запускал поиск в заданную сторону.

Комплект динамиков «Фестиваля»

Внутренняя акустическая система «Фестиваля» состояла из фронтального динамика 6ГД1, пары боковых широкополосных динамиков 4ГД2 и высокочастотного динамика 1ГД1. Последний могли размещать либо справа от 6ГД1, либо под ним. Размещение динамиков в разных плоскостях создавало иллюзию объёмного звучания. Есть упоминания, что в первых партиях на фронтальной панели был единственный большой динамик, а маленький (высокочастотный) добавили позднее.

Пульт ДУ

Если не считать опытную партию «Ленинграда», можно смело сказать, что из ламповых приёмников именно «Фестиваль» получил первый в Советском Союзе проводной пульт дистанционного управления. Сейчас, в мире, который всё больше захватывают беспроводные устройства, провод между пультом и аппаратом выглядит глубокой древностью. Но на тот момент такое решение было передовым словом техники, не имевшем в СССР аналогов. Длина провода составляла шесть метров. Пульт полностью дублировал управление приёмником, им нельзя было только менять тембр звука. Регуляторы тембра низких и высоких частот имелись лишь на самом приёмнике. Для отделки использовались ценные породы дерева (карельская береза, вишня, орех, дуб, ясень, клён, акация белая), которые лакировались. Поэтому корпус мог иметь цвет от тёмно-красного, почти чёрного до светло-жёлтого, соломенного. Встречались аппараты, окрашенные в белый или чёрный цвет (у них древесные узоры были скрыты). Отделку дополняли вставки полосок из бронзы или латуни. После денежной реформы аппарат стал стоить 276 рублей.

Технические характеристики радиоприёмника «Фестиваль»

Фрагменты обложек

Параметры взяты непосредственно из инструкции по эксплуатации. Так как компоненты приёмника могли несущественно различаться, в других инструкциях могут быть приведены иные значения характеристик.

  • Диапазон воспроизводимых частот (диапазоны ДВ, СВ и КВ): 60 – 6500 Гц;
  • Диапазон воспроизводимых частот (УКВ и прослушивание пластинок/магнитофона): 60 – 12000 Гц;
  • Потребляемая мощность от сети: не более 110 Вт;
  • Средняя чувствительность (диапазоны ДВ, СВ и КВ): 50 мкв;
  • Средняя чувствительность (диапазон УКВ): 5 мкв;
  • Номинальная выходная мощность: 4 Вт;
  • Максимальная неискажённая мощность: 6 Вт;
  • Избирательность на диапазонах ДВ, СВ и КВ: 66 дБ;
  • Избирательность на диапазоне УКВ: 34 дБ;
  • Питание приёмника: электрическая сеть 110, 127 или 220 В;
  • Габаритные размеры приёмника: 660×424×311 мм;
  • Габариты ПДУ: 228×120×58 мм;
  • Общий вес приёмника с ПДУ (без упаковки): 26 кг.

На форумах можно найти описание из справочников, что сам приёмник весил 24,5 кг, а пульт вместе с шестиметровым кабелем – 1,75 кг, что в сумме немного превышает 26 кг, но в целом вписывается в указанное инструкцией значение общей массы.

Шкала «Фестиваля»

Диапазон принимаемых частот также взят из инструкции, однако следует помнить, что за время выпуска параметры приёмника менялись. Соответственно, незначительно изменялись и значения диапазонов, указанных в инструкциях разных лет.

  • Длинные волны (ДВ): 2000...723 м (150...415 кГц);
  • Средние волны (СВ): 577...187 м (520...1600 кГц);
  • Короткие волны I (49 м): 51,7...48 м (5,8...6,25 МГц);
  • Короткие волны II (41 м): 43,3...40 м (6,92...7,5 МГц);
  • Короткие волны III (31 м): 32,6...30,3 м (9,2...9,9 МГц);
  • Короткие волны IV (25 м): 24,5...26,3 м (11,42...12,28 МГц);
  • Ультракороткие волны (УКВ): 4,65...4,11 м (64,5...73 МГц).

В первых партиях блок УКВ был создан по аналогу немецкого радиоприёмника SABA. В дальнейшем приёмник обрёл блок УКВ собственной разработки, но любители утверждают, что это сказалось на качестве приёма УКВ далеко не в лучшую сторону.

«Фестиваль» с подсветкой

Назначение радиоламп:

  • 6Н3П – УВЧ и преобразователь частоты для диапазона УКВ;
  • 6К4П – УВЧ для остальных диапазонов;
  • 6И1П – преобразователь частоты для диапазонов ДВ, СВ и КВ, а также УПЧ для УКВ;
  • 6К4П (2 шт.) – двухкаскадный комбинированный УПЧ для всех диапазонов;
  • 6Х2П – детектор сигнала и АРУ для диапазонов ДВ, СВ и КВ;
  • 6Н2П – двухкаскадный предварительный УНЧ;
  • 6П14П (2 шт.) – оконечный каскад по двухтактной схеме;
  • 6Е5С – оптический индикатор настройки;
  • 6Н2П – усилитель и модулятор для системы автоподстройки;
  • 6П14П – Усилитель мощности автоподстройки.

Дальнейшая судьба «Фестиваля»

«Фестиваль» в тёмном лакированном корпусе

Эффектный внешний вид и наличие пульта ДУ предопределили ближайшее будущее приёмника, тут же отправившегося путешествовать по различным международным выставкам. Считается, что наивысшего успеха «Фестиваль» достиг на Брюссельской выставке 1958 года, где получил медаль и диплом. Были отмечены и современный дизайн, и инновационные технические решения. Есть сведения, что в 1960 году аппарату хотели придать футляр полегче, но эта идея воплощения так и не нашла. Часть выпуска уходила на экспорт. У этих аппаратов изменяли диапазон принимаемых частот. Несмотря на красивые формы и качественные характеристики, век «Фестиваля» оказался недолгим: выпуск продолжался до 1963 года.

«Фестиваль» в чёрном корпусе

В настоящее время аппарат востребован коллекционерами ретро-техники. Цена «Фестиваля» зависит от комплектности, работоспособности и состояния. Аппараты, которые включаются и ловят станции, без пульта предлагают от 12 000 до 20 000 рублей. Пульт отдельно можно приобрести от 3500 до 8000 рублей. Иное дело – аппараты после реставрации. Полностью укомплектованный «Фестиваль» с модифицированным УКВ-диапазоном, встроенным MP3-плейером и возможностью подключения к компьютеру в качестве акустики оценивают от 45 000 до 50 000 рублей. Если же приёмник получил ещё и какие-то другие дополнительные возможности или относится к редкому типу, продавец просит ещё больше. В любом случае, благодаря внешнему виду, аппарат пользуется устойчивым спросом, так как может украсить собой любую из ретро-инсталляций и стать одной из жемчужин коллекции ламповых радиоприёмников.