Культурный фундамент народа формируется в том числе и музыкальными инструментами, звуки которых были тесно вплетены в общественную жизнь на протяжении нескольких веков. Одним из таких инструментов для русского народа стали колокола всевозможных размеров. Тревожные сигналы о пожарах, наводнении или приближении полчищ врага подавали громким набатом, а возвращение отрядов с победой сопровождали переливы благозвучного малинового звона. Под дугой ямщицкой лошади однозвучно гремел колокольчик, навсегда оставшись в романсах. А мастера Валдая отливали колокольчики, прославившиеся звуком на всю Россию.

Тибетские поющие чаши

А в другой части нашей планеты прислушивались к звукам иных колоколов, которые русские люди и за колокола бы не сочли: без языков, открытой частью повёрнутые не к земле, а к небу. Поэтому в европейскую цивилизацию этот музыкальный инструмент вошёл под именем «Standing bell» (поставленный или стоящий колокол), а в русскоязычном мире его принято называть «поющие чаши».

История и эволюция поющих чаш

Китайские бронзовые нао

Пока не изобрели машину времени, невозможно выяснить, где и когда впервые появились поющие чаши. В одних источниках можно прочитать, что местом их рождения надо считать гималайский регион, а если его сузить, то на первый план выйдет Тибет. Однако исторические записи и отчеты о музыке Тибета ничего не говорят о поющих чашах. Поэтому стоит прислушаться к историкам, утверждающим, что родина поющих чаш – это Древний Китай. И это не потому, что сейчас Тибет является частью КНР, а потому, что самые ранние из известных колоколов подобного типа династии Шан (16–11 вв. до нашей эры) числятся одними из древнейших бронзовых предметов, найденных в Китае. Тогда их называли «нао». Они имели форму кубка (чаша на ножке) размером от 8 до 50 см, а звук из них извлекали ударом по наружной стороне. При этом на юге Китая в церемониях обычно использовали единственный нао, тогда как в северных районах в распоряжении музыканта был целый комплект разнокалиберных колоколов, чтобы получалась целая палитра звуков. Древние мастера, отливая нао, умудрялись делать его таким, что звуки, издаваемые по разным частям колокола, заметно отличались. Нао очень напоминал и другой тип колокола – чжен, который использовали в сигнальных целях. В отличие от нао его звук был резким и немелодичным (в нашей стране с ним схож звук удара по подвешенному куску рельса, тоже служащий сигналом).

Поющая чаша. Вьетнам, III век до н.э.

Как появились поющие чаши? Кто стал их прародителем? Быть может, древний музыкант однажды решил сотворить оркестр из обычной посуды? Исследователи категорически отрицают такую гипотезу, так как металлическая бытовая посуда имела тонкие стенки, а толщина поющих чаш куда больше. Кроме того, мастера бытовой посуды не придавали изделиям свойство красиво звучать при ударах. Если ударить по древней металлической миске, раздастся лязг или дребезг, но не тот мелодичный звук, что прославил поющие чаши. Лингвисты советуют обратить внимание на слово «chung» («зерновая мера»), которым в языках тех регионов часто обозначали и цилиндрический совок для зерна определённого объёма, и схожий с ним по виду колокол. Так что до того, как стать ритуальным музыкальным инструментом, предшественник поющих чаш мог служить мерилом рассыпчатых мелких продуктов сельского хозяйства (в основном, риса).

Поющая чаша, выполненная в китайском стиле

Но всё же в нашем понимании ритуальный колокол – это нечто большое и внушительное. Поэтому первой ступенью эволюции поющих чаш стал размер. Уже в 13-11 вв. до нашей эры китайцы научились отливать колокола, видом схожие уже с не чашами, а с котлами. Для отливки брали не только бронзу, но и чугун. Распространению поющих чаш способствовал расцвет буддизма в 2–7 вв. нашей эры, так как буддисты взяли на вооружение этот инструмент для своих церемоний, когда рифмованная мантра шла в сопровождении звуков поющих чаш. Вместе с буддистами чаши отправились в соседние регионы, где местные мастера порядком изменили их конструкцию под собственные обычаи и ритуалы.

Обложка диска «Tibetan Bells»

В мир современной музыки поющие чаши проникли в начале 1970-х гг. Звуки, схожие с издаваемыми восточными поющими чашами, впервые встречаются в альбоме 1972 года «Tibetan Bells», созданном Генри Вольффом и Нэнси Хеннингс (хотя сами музыканты никогда не утверждали, что использовали именно этот инструмент). Успешный приём альбома слушателями сделал его первым в пенталогии, четыре программы которой носят то же имя, различаясь лишь номерами. Из-за этой пенталогии 1972-1991 гг., чья концепция зиждется на духовном путешествии, проводником в котором выступает музыка, поющие чаши в сознании западного меломана неразрывно связаны именно с Тибетом. Аналогичная «тибетская музыка» стала звучать во многих программах стиля «New-age» других музыкантов, использующих для вдохновения творчество народов мира. Поющие чаши прописались даже в партитурах современной классической музыки (например, «Total Eclipse» у Тавернера. После этого, наверное, мало кто удивится, услышав звуки поющих чаш в спектаклях японского театра кабуки.

Легенды о поющих чашах

Так как поющие чаши сейчас ассоциируются с Тибетом, то и легенды об их происхождении включают знаковых персонажей тибетской истории или мифологии. Одна из легенд приведёт нас к священной поющей чаще, хранящейся в буддийском монастыре. Тот, кто сумел услышать её звук, никогда не окажется после смерти в мире, кишащем демонами (аналог преисподней). По преданиям это не просто чаша, а трон, с которого правил Далай-лама V из своей первой резиденции. Именно духовный правитель Тибета распорядился придать престолу такую форму. А уж затем его копии распространились по его владениям в виде поющих чаш.

Далай-лама V и ойратский хан

Вторая легенда совмещает поющие чаши с чашами для подаяния, которые носили с собой странствующие монахи, протягивая встречным, чтобы те положили внутрь монеты или пищу. Какой бы скудной ни была милостыня, чаша встречала её особым гулким звоном. Этим она показывала монахам, что следует даже самую малость принимать с ликованием, словно тебе достался богатый подарок от высших сил. Через принятия дара богов с помощью звуков поющей чаши бродячие монахи достигали необходимого им просветления духа, что дарило им чувство единства и гармонии со всем миром.

Высшие силы посылают недостающий элемент

Исследуя третью легенду, можно понять, из каких материалов создавали поющие чаши в древности. До расцвета буддизма лишь духовным правителям было суждено получать тайные знания от высших сил. Но правители считали такое положение дел несправедливым. Любой истинно верующий должен был слышать голоса высших сил, которые направляли бы его верным путём без посредников. Однажды высшие силы сообщили, что могут говорить с простыми людьми посредством чаш, материалом для которых служил бы сплав из восьми элементов, семь из которых составляли бы металлы: золото, серебро, медь, цинк, свинец, олово и железо. Восьмой же металл должен быть ниспосланным с небес. Получив сведения, знающие поторопились и сделали чаши из сплава доступных им металлов, но те остались немы. Издаваемые ими звуки не доносили высший смысл. После таинственной церемонии знающие получили ответ от высших сил, что просимое будет дано, и над горной грядой пронёсся вихрь из огненных камней, падающих с ночного неба. После того, как один из расплавленных метеоритов добавили к семи металлам, чаша из этого сплава запела, неся истину. В другой версии легенды компонентов для поющей чаши было пять.

Эта легенда, действительно, имеет под собой основу. В качестве главного компонента древние мастера брали медь, добавляя к ней различные примеси, в числе которых были олово, железо, цинк или никель. Но исследователи в составе сплава находили также и драгоценные металлы. То есть получившуюся бронзу или латунь намеренно облагораживали золотом и серебром. Однако единого рецепта не существовало. Сплав, из которого делали подвергнутые исследованиям чаши, содержал от трёх до дюжины разных компонентов.

Национальные особенности поющих чаш

Японские ритуальные поющие чаши

В Японии этот инструмент известен под именем «рин» (иногда «рэй»). Порой его и вовсе называют «колокольчик». Рин – это часть буддийского алтаря, состоящего из нескольких ярусов. В основание ставят небольшой стол («сузудай»), на который кладут маленький матрас («сузуфутон»), а уже на него водружают рин. Школа Отани-ха Синсю имеет привилегию ставить сузудай в виде правильного шестигранника. Для японских религиозных церемоний рин – это нечто вроде нашего школьного звонка. Его звук отмечает начало молитвы, и он же указывает на её завершение. Палочка, которой ударяют по чаше, зовётся «бачи» или «ацуми». Рин имеет форму небольшого горшка диаметром от 7 до 15 см. Однако существуют и храмовые чаши в диаметре 18 см и более, которые именуют «бяньцин». В основном им делают толстые стенки и покрывают чёрным лаком.

Камбоджийская поющая чаша

Древние чаши Камбоджи имеют не форму горшка или котла, а похожи на полый опрокинутый усечённый конус. Тем не менее, это всё тот же музыкальный инструмент, только сделанный в соответствии с местной традицией. На фото выше представлен образец 15-го столетия.

Поющая чаша из Индии

Индийские мастера используют несколько стилей в создании поющих чаш, ведь Индия – многонациональная страна, каждый народ в которой имеет свои обычаи и традиции. В качестве примера покажем образец в стиле «пьедестал», характеризующийся дополнительным основанием у поющей чаши. Чаши с пьедесталом делают и в Непале.

Непальские чаши различных стилей

Непал хоть и намного меньше, чем Индия, но относительно поющих чаш стилей у него великое множество. Например, в верхнем левом углу чаша в стиле «Lingham». В религии древних индусов лингам (или линга) – символ божественной производящей силы в виде вертикально поставленного цилиндра с закруглённой или полусферической вершиной. А в правом верхнем углу чаша в стиле «Jambhati» (в переводе на русский «Jambhati» означает «будить». Невысокая чаша снизу и слева – образец, выполненный народностью Манипури, а рядом с ней чаша в стиле «Thadobhati», имеющая повышенную толщину стенок.

Поющая чаша из Непала

Непальские мастера из Катманду или Патана для создания чаш пользуются формами из известняка, которые разбивают после отливки. После извлечения чаши с поверхности удаляют заусенцы. Потом чашу полируют. Иногда её ещё дополнительно обрабатывают кислотой, после чего на поверхности образуется патина, и чаша приобретает древний вид. Существуют и чаши, полученные методом ковки.

Поющая чаша из Непала (фрагмент)

Порой по наружной стенке поющей чаши тянется таинственная надпись. Если продавец увидит, что вы заинтересовались чашей, он будет истово уверять, что здесь запечатлена секретная мантра. Однако специалисты поясняют, что расшифровкой надписи обычно становится либо имя мастера, либо место её изготовления.

Как играть на поющих чашах

Прежде всего понадобится специальная деревянная палочка – стик (иногда берут стик из пластмассы). Проще всего ударить стиком по определённому месту чаши, превращая инструмент в гонг (возникнет звук, очень похожий на звон колокольчика). Но это не единственный способ. Чаши созданы петь не под ударами, а вследствие трения. Для этого надо медленно и плавно вести стиком по краям инструмента, вот тогда возникнет тот знаменитый «поющий» звук. Ещё одним способом, который каждый может попробовать в Дармштадте, стало использование специальной чаши с дополнительными ручками. Эти латунные скобы натирают смоченными пальцами или мокрой ладонью.

Игра на поющих чашах

Как говорят те, кто уже пробовал играть, чаша чаше рознь. Две одинаковые с виду чаши могут сильно отличаться по характеру звука. Набор гармонических обертонов напрямую зависит не только от тщательности обработки поверхности чаши, но и от её материала (не зря же древние так скрупулёзно относились к подбору сплава). Значение имеет и толщина стенок. Тонкие стенки рождают расширенный спектр звука, но мастера советуют сначала отточить умение на инструменте с толстыми стенками. Наивысшее мастерство извлечений музыкальных вибраций из поющих чаш – это долгое и непрерывное ведение стиком по краю инструмента. Вот тогда звук, не имеющих пауз, и станет напоминать мистическое хоровое пение. Именно это привлекло английского музыканта Джема Файнера.

«Долгоиграющие» поющие чаши

«Концертный зал» для «Longplayer»

Казалось бы, споры о том, когда начинается XXI век (в 2000 или 2001 году) давно закончены (правильный ответ – 1 января 2001 года), но Джем Файнер по-своему решил эту проблему. В тот момент, когда последнее мгновение 1999 года перетекло в первую секунду 2000 года, стартовала его композиция «Longplayer», которая будет играть тысячелетие, завершившись (при удачном стечении обстоятельств) 31 декабря 2999 года. Она написана для поющих чаш. Выбор инструмента обусловили прочность его материала и способность оставаться в гармонии без частой перенастройки. Кроме того, поющие чаши выбрали из-за их присутствия в мировой музыке на протяжении тысячелетий, что доказывает, что их мелодичные звуки существуют вне музыкальной моды и не подвержены влиянию времени относительно вкусов публики.

Расположение поющих чаш

В создании этого произведения участвовал как сам композитор, так и программисты, разработавшие алгоритм на основе мелодии общей длительностью в 20 минут и 20 секунд. Шесть её фрагментов воспроизводятся одновременно с разной высотой тона и скоростью, и мелодия, полученная общим звучанием, не повторится за тысячу лет. По истечении этого тысячелетия самогенерирующаяся компьютерная программа, которая сейчас базируется на нескольких объединённых компьютерах Apple (её постоянно переносят, меняя устаревшие компьютеры на более совершенные), должна запустить «Longplayer» снова.

Поющие чаши (фрагмент)

«Концертный зал» включает оркестровый инструмент шириной 66 футов, состоящий из 234 поющих чаш. Он поделен на шесть ярусов, на каждом из которых установлено по 39 чаш разного диаметра. Впоследствии Джем Файнер планирует задействовать для исполнения «Longplayer» и другие инструменты, но то уже будет совсем иной проект. Например, в 2009 году оркестр из 26 человек исполнил в Лондоне 1000-минутный фрагмент «Longplayer», когда группы из шести музыкантов, сменяя друг друга, непрерывно играли 16 часов 40 минут. Но их выступление завершилось, а поющие чаши продолжают звучать.

Интересные факты о поющих чашах

Состав сплава для чаш можно привязать к тайным знаниям алхимиков, связав его элементы с планетами Солнечной системы. Тогда серебро выступит Луной, медь – Венерой, олово – Юпитером, железо – Марсом, ртуть – Меркурием, свинец – Сатурном, а золото будет олицетворять само Солнце.

Вибрация выталкивает капли

Проверить алгеброй гармонию взялись учёные Денис Терван и Джон В. М. Буш (Denis Terwagne and John W M Bush), которых привлекло странное поведение воды, которой наполняли поющие чаши. При обычном способе игры, когда обтянутый кожей молоток вели по краю чаши, от поверхности воды отрывались отдельные капли, исполняя причудливый танец. Причиной является незаметное глазу изменение формы чаши при трении, создающее вибрацию, которая передаётся воде. Учёные продемонстрировали эффект, воспользовавшись замедленной съёмкой. При низкой скорости хорошо заметно, как формируются узоры волн, как волны врезаются друг в друга, порождая отрыв отдельных капель. Учёные надеются, что детальное изучение этого процесса поможет внести технологические новшества в уже существующие устройства. Например, модернизировать процесс впрыска топлива.

Сеанс аудиотерапии

Поющие чаши пропагандируют и как инструмент современной аудиотерапии. Поклонники этого метода уверяют, что звук, издаваемый чашами, мгновенно внушает ощущение спокойствия, похожего на транс. Сеанс предлагает медитацию под пение чаш. Однако в данном случае используется не постоянное трение о края, а эпизодические удары. Для этого чашу переворачивают и надевают на голову пациента. А иногда его помещают прямо внутрь гигантской чаши, чтобы вибрацию ощутило всё тело сразу. И всё же, не стоит забывать о традиционной медицине, поэтому использовать аудиотерапию с поющими чашами лучше в качества БАДа, а не лекарства.

Сеанс аудиотерапии

Существуют и поющие чаши не из металла. Примером могут служить небольшие фарфоровые чаши, наполненные водой, которые в Индии называют «джалатаранг» («звон чаш с водой»). Около двух десятков чаш заполняются водой разного объёма и ставятся полукругом. Однако многие протестуют, заявляя, что данный индийский самозвучащий ударный музыкальный инструмент к поющим чашам отношения не имеет. В США разработали кварцевые поющие чаши, которые могут быть как прозрачными или полупрозрачными, так и матовыми, похожими на молочное стекло или опал. Их окрашивают в различные цвета. Ещё один вид поющих чаш делают из хрусталя.

Матовые поющие чаши

Японцы считают, что Такаока – самый достойный из населённых пунктов, которые могли бы претендовать на титул «Город медных изделий». Чтобы подчеркнуть это, на железнодорожной станции для отправляющихся поездов играет уникальная мелодия с использованием поющих чаш.