В статье о почтовом рожке мы упоминали, что названию этого инструмента напрямую послужил его материал – рог крупного рогатого скота. Горн – тот же самый случай, так как в основе его имени немецкое слово «Horn» («рог»). Рог был прародителем множества музыкальных инструментов. Но если рожок долгое время оставался пастушеским инструментом, то от охотничьего рога впоследствии произошёл горн. Резкий сигнал горна стал олицетворением автомобильного гудка, а его перечёркнутое изображение перебралось на дорожный знак «Подача звукового сигнала запрещена».

Пионеры встречают Юрия Гагарина в Артеке

В советское время горн превратился в один из символов пионерского движения. Изображения горниста появлялись на значках, плакатах и почтовых марках. С обложки путёвки в пионерский лагерь сигналил розовощёкий мальчуган. Горном идущие в поход мальчишки и девчонки в красных галстуках оповещали о своём прибытии. «Пионеры шли отдельной колонной, и впереди них шагал маленький горнист. Надувая щеки, он трубил изо всех сил», - писал Вадим Михайлович Кожевников в рассказе «Каменный Брод». Узнаем, как горн оказался у пионеров, и где его можно повстречать в наши дни.

Появление горна в пионерских отрядах

100 форинтов 2012 года "100 лет венгерскому скаутскому движению"100 форинтов 2012 года "100 лет венгерскому скаутскому движению"

Проще всего было бы согласиться, что в пионерские отряды горн перешёл в качестве атрибутов от скаутского движения, запрещённого в Советской России после Октябрьской революции. Но такой вывод был бы слишком примитивным и даже ошибочным. В 2007 году, когда отмечался вековой юбилей образования движения скаутов, главный скаут Великобритании Питер Дункан дал сигнал из рога антилопы куду. Его услышали собравшиеся на острове Браунси близ побережья графства Дорсет на юге Англии, где сто лет назад организовали первый скаутский лагерь. Однако представить пионера, трубящего в рог антилопы куду, будет уж слишком сюрреалистично.

Артек, 1925 год

Не будем забывать, что разбивший палаточный лагерь отряд (и скаутский, и пионерский) – это миниатюрная копия военного бивака. В составе воинских подразделений тех лет обычно всегда находилось место сигнальщикам – барабанщику и трубачу. Штатные трубачи были в артиллерийских полках и кавалерии Российской империи. Пехоте сигналы подавал горнист. Юные разведчики не ведут прямых боевых действий, но всегда готовы оказать помощь военным. Как и у настоящего боевого отряда, в этом лагере есть своя система сигналов. В первые пионерские отряды барабаны, горны и полковые трубы зачастую передавали из шефских частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Памятник Фрицу Вайнеку

Образ юного трубача в момент подвига на войне неоднократно появлялся в мировой культуре. Наиболее известным примером стала песня «Der kleine Trompeter», изначально сочинённая в память о погибшем в ноябре 1914 года во Франции трубаче-сигнальщике Карле Густаве Ульбахе. После зарождения в Германии коммунистического движения песня была переписана в честь Фридриха Августа Вайнека, застреленного полицейским во время мартовских беспорядков 1925 года в городе Галле. Песня стала интернациональной. В Советском Союзе пионеры распевали её перевод, правда, трубач в нём стал барабанщиком («Средь нас был юный барабанщик, / В атаках он шёл впереди / С весёлым другом барабаном, / С огнём большевистским в груди»). В ГДР фигура Фрица Вайнека превратилась в культовую. Для пионерской организации имени Эрнста Тельмана он стал одним из символов. Приём в пионеры проводили перед его памятником в Галле, а дружины других городов часто называли его именем.

Медаль "Артек"Медаль "Артек"

В Советском Союзе появился собственный песенный образ юного героя с полковой трубой: «Кругом война, а этот маленький / Над ним смеялись все врачи / Куда такой годится маленький, / Ну, разве только в трубачи?» Агитбригада физического факультета МГУ летом 1964 года выезжала с концертами по Кемеровской области. И во время этой поездки один из участников выступлений Сергей Крылов сочинил слова, которые Сергей Никитин, ставший впоследствии известным бардом, положил на музыку. Известность песня получила в исполнении Елены Камбуровой. Завершающая строчка песни «Был настоящим трубачом» стала названием фильма о юном герое актёре-агитаторе Коте Мгеброве-Чекане. Для фильма тоже написали песню – «Балладу о трубачах», в которой есть такие строчки:

  • Я в приказе своём трубачам приказал,
  • Чтоб имели их трубы свои голоса,
  • Чтоб раскрашены были в такие цвета:
  • Цвет зари, цвет весны, цвет мечты, цвет огня.

Пионерский горн

Как видим, юный трубач, героически погибающий за светлое будущее – символ, далеко не чуждый пионерскому движению. Почему же тогда в отряды всё-таки пришёл горн, а не труба? Ответ прост: для игры на трубе требовалось гораздо больше умения, чем подавать простейшие сигналы с помощью горна. Несмотря на визуальную схожесть с трубой, горн не имеет вентильного механизма, поэтому издаёт ноты лишь в пределах натурального звукоряда. Регулировку высоты звука горнист ведёт положением губ, языка и лицевых мышц. По этой причине горн – сигнальный инструмент, но не входит в разряд оркестровых. Зато сыграть сигнал на горне способен после небольшой тренировки почти каждый, особенно если у него мощная грудная клетка.

Образ горниста в детской литературе

Пионерский горн – это скрученная в полтора или два раза латунная трубка, имеющая два изгиба. Две трети горна - это обычная узкая трубка, но потом она постепенно расширяется к раструбу. Длина стандартного горна лежит в интервале от 37 до 52 сантиметров. Массовое производство инструмента освоили фабрики Москвы, Киева и Ленинграда. Горны требовались в летних лагерях и школьных пионерских дружинах. Весил горн от 400 до 500 грамм. Единственным элементом не из металла был съёмный пластмассовый мундштук, напоминающий чашу. Однако существуют горны и с латунным мундштуком.

Атрибуты пионерского движения

Первые пионерские горны обходились без декоративных элементов. Но постепенно их начали украшать вымпелом. Сначала это был просто отрезок красной материи – ещё одно олицетворение знамени Революции. Но некоторые отряды разрисовывали вымпел своей символикой. Тогда это дело решили унифицировать. Стали выпускать фабричные вымпелы, обрамлённые золотистой бахромой. В верхней части располагалось начало призыва: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза…» Внизу крупными буквами значилось окончание: «Будь готов!» По центру располагалось изображение пионерского значка. Так как значок за время существования организации менялся, то и на вымпелах можно увидеть различные его версии.

Сигналы горна

Симфонию на горне не сыграешь, так его звукоряд состоит из пяти или шести звуков. Основные его тональности – Си бемоль и Ми бемоль – могут быть как мажорными, так и минорными. Поэтому сигналы получаются и торжественно бодрыми, и грустными. Основные сигналы пионерского горна фирма «Мелодия» записала на грампластинку, которую неоднократно переиздавала в различном оформлении.

Два издания грампластинки "Пионерские сигналы"
  1. Внимание! Слушайте все!
  2. Сбор
  3. Марш на линейку
  4. Подъем и спуск флага
  5. Вынос знамени
  6. Пионерский марш
  7. Побудка
  8. На обед
  9. Тревога
  10. Отбой ранее назначенной тревоги
  11. Спать
  12. Походный марш
  13. Туш

Побывавшие в пионерских лагерях наверняка вспомнят речевые интерпретации сигналов горна. Первые пионеры перепевали «обеденный сигнал» так: «Бери ложку, бери бак, нету ложки – кушай так». Следующие красногалстучные поколения, питавшиеся уже не из котелка, а из тарелки, пели: «Бери ложку, бери хлеб, собирайся на обед». Ко сну, услышав сигнал горна, из отрядных корпусов раздавалось: «Спать, спать по палатам пионерам и вожатым. Быстро-быстро по палатам. Спать, спать, спать». Просыпаться порой не хотелось, поэтому сигнал подъёма нарочно перепевали, внося в него страшилки: «Подъём, подъём! Вставай - не то убьём! Кто лежит - того повесим. Подъём, подъём».

Нотная запись сигналов

Те, кому не чужд нотный стан, могут сыграть при наличии горна сигналы самостоятельно. Разумеется, если просто подуть в горн, на выходе будут малоприличные звуки. Горнист должен иметь сильные лицевые мышцы и мощную грудную клетку. Как играть на горне? Прежде всего, надо научиться ставить губы трубочкой, а язык – лодочкой. Затем язык следует прижать к нижним зубам и посильнее выдохнуть через мундштук. Опытный горнист вдыхает воздух не животом, а грудью. Высота звука изменяется положением губ и языка. Всего несколько тренировок, и простейшие сигналы будут получаться не хуже, чем у горнистов в советских фильмах.

Горн в современных лагерях

Исчезать горн начал ещё в период позднего СССР. Вернее, формально он продолжал оставаться в строю. В Пионерской комнате возле знамени дружины обычно ставили шкаф или витрину, за стеклом которых лежало несколько горнов и барабанов. Но если барабаны ещё изредка использовали при построениях для пущей торжественности, то горны практически не доставали из-под стекла. Днём ликвидации Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина стало 28 сентября 1991 года. С развалом пионерии исчезли и её атрибуты, выкинутые из Пионерских комнат, ставших обычными классами.

Горн с современным вымпелом

И всё же окончательно пионерское движение не умерло. Уже в 1990 году создаётся Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО-ФДО). Она декларирует независимость от политических партий и движений. Также существует Пионерская организация в составе КПРФ. Есть и другие организации, по сути продолжающие основы пионерского движения. Используется и прежняя атрибутика. В том числе, горн. Правда, на современном вымпеле упоминания о Коммунистической партии зачастую уже не найти, да и сам вымпел выглядит немного иначе. Однако горны до сих пор остаются востребованы для различных инсталляций, что подтверждают фирмы, осуществляющие их прокат.

Иллюстрация к повести "Далёкие горнисты"

«Сигнальщики-горнисты! / Сигнальщики-горнисты! / Мы двери открываем в года и города… / Сигнальщики-горнисты! / Сигнальщики-горнисты! / Навеки наша правда. / И память навсегда», - строчки советской песни словно стремились утвердить, что юные трубачи и горнисты свойственны любому времени, любой эпохе. Сейчас горн постепенно переходит в разряд антиквариата, а исчезнувшие в прошлом пионеры становятся персонажами сказочного и городского фольклора. Одним из наиболее поэтичных воплощений юных сигнальщиков в детской литературе стала повесть Владислава Крапивина «Далёкие горнисты». «Я прислушался и на этот раз действительно услыхал, как играют горнисты. Далеко-далеко. Пять протяжных и печальных нот медленно перекатывались в тишине. Вернее, где-то позади этой тишины, за горизонтом уснувших звуков. “Tа-а-та-та, та-а-а-та”. Сигнал, печальный и незнакомый, звучал во мне и всё повторялся, повторялся. Как-то сами собой подобрались к нему слова: “Спа-ать не ложи-и-ите-есь… Ждёт вас доро-о-о-ога-а…” Что им не спалось, горнистам?» Остаётся надеяться, что герои-трубачи ради важной встречи, действительно, сумеют пробиться и сквозь время, и сквозь пространство. И, явившись, не забудут прихватить с собой свой сигнальный горн.

Горнисты на параде