Владельцы стационарных кассетных магнитофонов находись где-то посередине между хозяевами переносной техники, не блещущей характеристиками, и тех, кто имел в распоряжении катушечный магнитофон. Последние даже скорость 9,53 см/с считали ущербной, собирая фонотеку, записанную исключительно на скорости 19,05 см/с. Однако универсальность компакт-кассет породила достаточно большой класс меломанов, которые соглашались на скорость 4,76 см/с, но всеми силами старались повысить качество звучания своих аппаратов. Одной из самых распространённых моделей стационарного кассетника второй половины 1980-х гг. стала магнитофонная приставка «Маяк-233-стерео».

Где производили магнитофоны «Маяк-233-стерео»

Эмблема завода «Маяк» и его талисман в 1990-х гг.

Производство этих стационарных магнитофонов велось в Киеве на заводе, который носил то же имя – «Маяк». Свою историю предприятие ведёт с 1924 года, однако особенности работы тех лет крайне туманны. Известно только, что в 1934 году оно называлось «Киевский музкомбинат» и занималось ремонтом музыкальных инструментов. После начала Великой Отечественной войны и до захвата гитлеровцами Киева здесь делали дорожные мины. К концу 1943 года город был освобождён, но лежал в руинах. Тем не менее, «Киевский музкомбинат» уже в 1944 году приступает не только к ремонту, но и производству музыкальных инструментов.

«Днепр-3»

После войны множество советских предприятий перепрофилировали под выпуск электротехники и бытовой аппаратуры. В этом направлении комбинату доверен выпуск сначала патефонов, а затем и магнитофонов серии «Днепр», первые аппараты которой появляются в 1949 году. Успехи в выпуске моделей «Днепр-2» и «Днепр-3» привели к тому, что они становятся основной деятельностью предприятия. А оно само в 1953 году переименовывается в Киевский завод радиоаппаратуры, после чего тут начинается выпуск громкоговорителей, радиоприёмников и первых советских телевизоров. Имя «Маяк» завод получает в 1963 году.

«Маяк-201»

За два десятилетия (с 1950 по 1970 гг.) завод проектирует и доводит до выпуска более 15 ламповых магнитофонов, а с 1971 года здесь начинается эра транзисторной техники. В серии катушечников «Маяк» первой стала модель «Маяк-201». В течении двух лет подготовлен к выпуску магнитофон высшего класса «Маяк-001-стерео», которому присудили золотую медаль на международной выставке (1974 г.), а после модернизации 1980 года присвоили Знак качества. Рубежным можно назвать 1983 год, к которому завод подготовил целую линейку стационарных кассетных магнитофонов различного класса сложности (некоторые источники утверждают, что определённое число аппаратов было выпущено ещё в 1982 году).

Здание завода «Маяк»

Распад СССР завод встретил с большим количеством наработок, поэтому особо не тревожился о своём будущем. Тогда здесь работало около 10 000 человек в трёхсменном режиме. Однако суровая реальность заставила освоить и другие направления: счетчики, электрошокеры и пневматические пистолеты. Выпуск радиоаппаратуры постепенно сошёл на нет, хотя ещё на рубеже веков здесь проектировали новые модели магнитофонов. С 2008 года основным видом деятельности ОАО «Завод Маяк» стало производство стрелкового оружия.

Серия кассетных магнитофонов «Маяк» второго класса

«Маяк-231-стерео» (чёрный)

Основой для последующих модернизаций стала магнитофонная приставка «Маяк-231-стерео», выпуск которой Киев начал в 1983 году. В комплект к приставке требовалось усилительно-коммутационное устройство низких частот, чаще кратко называемое «УНЧ», и акустическая система. Если заглянуть на заднюю панель, то на ней нет гнёзд для подключения колонок. Через штекер на лицевой панели к аппарату можно было подключить проводной пульт дистанционного управления В «Маяке» была предусмотрена работа с тремя типами кассет. На тот момент ещё никто не знал, что третий тип магнитной ленты FeCr не имеет большого будущего. Наличие возможности воспроизведения и записи кассет данного типа казалось далеко идущей возможностью. Особенно, если смотреть рабочие диапазоны частот, которые для кассет первого типа заявлялись в пределах 40...12500 Гц, для второго типа – 40...14000 Гц и для третьего типа – 40...16000 Гц.

«Маяк-231-стерео» (серебристый)

Аппарат радовал владельца большим количеством кнопок, регуляторов и индикаторов, включая индикацию сети, пиковой индикатор перегрузки при записи, а также индикацию режимов работы. Однако контроль записываемого сигнала можно было проводить не только на глаз, но и на слух. Имелась также система шумопонижения, которой далеко не все пользовались: при её включении шумовые помехи хотя и снижались, но сам звук частично терял высокие частоты, становясь глухим и противным. Радиолюбители впоследствии делились доработками системы шумопонижения, позволяющими устранить подрезание слабых высоких частот. Обозначенная на задней панели аппарата цена – 400 рублей.

«Маяк-232-стерео» (серебристый)

Следующим шагом в серии стала модель «Маяк-232-стерео». И шаг получился существенным. Главной особенностью стало при сохранении названия «магнитофон-приставка» возможности подключения колонок непосредственно к аппарату. То есть магнитофон располагал собственным УНЧ, но полноценным его назвать было нельзя (в литературе этот УНЧ называют «контрольный»). Поэтому и громкоговорители, поступающие в комплекте (их могло и не быть) – это единственная широкополосная головка, не дающая достойный диапазон частот ни по низам, ни по верхам. В последний момент стрелочный индикатор уровня записи/воспроизведения заменили электронным (на раннем рекламном буклете фото аппарата ещё было со стрелочными индикаторами). Выпуск начат в 1985 году. Цена аппарата, укомплектованного громкоговорителями – 373 рубля, без них – 323 рубля.

«Маяк-233-стерео» (чёрный)

Все достоинства предшественников воплотились в модели «Маяк-233-стерео», которую в Киеве начали производить в 1987 году. Внутри магнитофона остался контрольный УНЧ, а на передней панели –электронный индикатор уровня записи и воспроизведения. Для улучшения звука магнитную головку «Маяка» умельцы заменяли сендастовой, обеспечивающей более широкий диапазон рабочих частот, чем родная, не вытягивающая на заявленные значения. Кроме того, сендастовая головка обладала повышенной износоустойчивостью.

Характеристики магнитофона «Маяк-233-стерео»

«Маяк-233-стерео» (обложка инструкции)

Приведённые ниже параметры взяты из инструкции по эксплуатации, прилагаемой к аппарату, выпущенному в марте 1991 года. Значения, указанные в иных инструкциях или обозначенные на форумах любителей ретро-техники, могут отличаться от приведённых.

  • Скорость магнитной ленты: 4,76;
  • Коэффициент детонации: не более 0,18%;
  • Рабочий диапазон частот (ленты Fe2O3 и CrO2): 40...14000 Гц;
  • Рабочий диапазон частот (лента FeCr): 40...16000 Гц;
  • Коэффициент третьей гармоники (для ленты Fe): не более 2,5 %;
  • Соотношение сигнал/шум (в зависимости от типа ленты): 50 или 54 дБ;
  • Соотношение сигнал/шум (с системой шумопонижения для ленты Fe2O3): 58 дБ;
  • Номинальная выходная мощность: 4 Вт;
  • Потребляемая мощность от сети: не более 38 Вт;
  • Габариты магнитофона: 460×360×134 мм;
  • Вес (без упаковки): 9,2 кг.
«Маяк-233-стерео» (с акустикой)

В продажу аппарат мог поступать как без акустической системы, так и с ней. В разные годы выпуска это могли быть колонки «10AC-341» или «15AC-221». Содержание цветных и драгоценных металлов в магнитофоне «Маяк-233-стерео» (по данным той же инструкции):

  • Медь: 152,5 г;
  • Цинк: 475,53 г;
  • Алюминий: 544 г;
  • Магний: 22,875 г;
  • Золото: 0,199751 г;
  • Серебро: 1,3646305 г.
«Маяк-233-стерео» (серебристый)

Сведений об использовании платины и иных металлов платиновой группы нет. На форумах можно узнать, что общий вес плат магнитофона примерно равен 0,9 кг. Из ценных радиодеталей, которые могут быть востребованы на вторичном рынке, можно отметить конденсаторы КМ5, КТ и К10-7В, транзисторы КТ310 и КТ814, микросхемы 155-й серии, а также люминесцентный индикатор ИЛТ6-30м. Количество радиодеталей определённого типа сильно разнится в зависимости от года выпуска. Аппарат стоил 333 рублей. Цена увеличивалась до 383 рублей, если в комплект входили громкоговорители. Большинство аппаратов имели чёрный цвет, но встречались и серебристые.

Дальнейшее развитие серии кассетных магнитофонов «Маяк»

«Маяк М-240С-1»

В 1988 году Киев начинает выпуск уже не приставки, а полноценного магнитофона «Маяк М-240С», укомплектованного акустической системой «10АС-324». К этому времени ленту FeCr давно прекратили выпускать, поэтому переключение между двумя базовыми типами осуществлялось одной кнопкой. При отжатой кнопке заявлялась возможность проигрывания не только третьего, но и четвёртого типа ленты (Me). Внешний вид аппарата заметно изменился. Из приятных особенностей добавили подсветку кассеты. Сендастовые головки использовались уже в базовой комплектации. Вместо съемной накладной крышки появился демпфированный (плавно открывающийся) кассетоприёмник. Комплектование магнитофона иным типом колонок породило модель «Маяк М-240С-1», далее появилась «Маяк М-240С-2».

«Маяк М-242С»

Магнитофон «Маяк М-242С», производство которого стартовало в Киеве с 1992 года, стал двухкассетным. Расширился рабочий диапазон частот и снизился коэффициент гармоник, подаваемый на линейный выход. Применено квазисенсорное электронно-логическое управление лентопротяжным механизмом. Так как рынок заполнили зарубежные аналоги, встал вопрос об удешевлении. Упрощённую модель назвали «Маяк М-246С». В 1996 и 1997 гг. появились модели «Маяк М-249С» и «Маяк М-249С-1», последняя из которых предусматривала возможность ускоренной перезаписи (однако верхний уровень диапазона частот при этом снижался до 12500 Гц).

«Маяк М-260С»

Финальной точкой в линии кассетных магнитофонов «Маяк» второго класса стала модель «Маяк М-260С». По внешнему виду она напоминает лучшие образцы западной техники. Появись этот аппарат в начале 1980-х гг., он, безусловно, стал бы легендой. Но к 1999 году, когда стартовал его выпуск, на рынке властвовали не кассеты, а компакт-диски. Тех же, кто оставался приверженцем аналогового звучания, не устраивали заявленные параметры. Эту нишу плотно занимали ведущие западные фирмы с огромным опытом и большими возможностями. Далее попыток усовершенствовать линейку магнитофонов ОАО «Завод Маяк» не предпринимало.