В российском монетном ряду номинал 2 рубля нельзя назвать популярным. Появившись при Петре I в виде небольшой (20 мм) монеты в 1718 году первые двухрублёвые монеты имели на аверсе царский портрет, а на реверсе – изображение Святого апостола Андрей Первозванного несущего крест. Номинал продержался недолго и с приходом Анны Иоанновны покинул линейку обиходных монет. Исключением были единичные выпуски времён Елизаветы Петровны и Екатерины II, но эти монеты предназначались для дворцового обихода и скорее выполняли роль фишек или жетонов при карточной игре. Вернуться к массовой чеканке этого номинала планировали в СССР, когда страной руководил Никита Сергеевич Хрущёв. В 1958 году отчеканили монеты крупных номиналов для использования в торговых автоматах, но в оборот их так и не отправили. После распада СССР номинал 2 рубля Банк России стал использовать для чеканки коллекционных монет с содержанием половины тройской унции чистого серебра (15,55 грамма).

Пробные 2 рубля 1998 года

Аверс пробной монеты для предстоящей денежной реформы

В 1995 году Банк России стоял на распутье. Колебания курса рубля к этому времени снизились, и можно было говорить о наступлении стабильности. Однако гиперинфляция подняла уровень цен до тысяч и миллионов, что сделало монеты от одного до 100 рублей 1992-1993 гг. непригодными для обращения. Одним из путей был выпуск монет крупных номиналов. Второй предполагал деноминацию, для которой требовался новый монетный ряд. По пробной двухрублёвке мы видим, что привычный сейчас Государственный герб мог появиться на аверсе ещё в 1990-е годы.

Пробная монета 1998 года

Примерно в тот же период была отчеканена пробная монета с датой «1998». Здесь для аверса выбрана эмблема Банка России (на тот монет двуглавый орёл Российской империи в качестве Государственного герба ещё не был утверждён законодательно). Дата из будущего понадобилась, чтобы наглядно продемонстрировать монетный ряд предстоящей реформы. В 1998 году эта монета вряд ли могла чеканиться, так как годом ранее оба монетных двора приступили к массовой чеканке по рисунку, утверждённому к денежной реформе.

2 рубля 1998 года СПМД

Монета чеканки Санкт-ПетербургаМонета чеканки Санкт-Петербурга

  • Материал: нейзильбер (МНМц50-10-5);
  • Вес: 5,1 грамма;
  • Диаметр: 23 мм;
  • Толщина: 1,8 мм;
  • Гурт: 12 участков по 7 рифлений, чередующихся с 12 гладкими участками.

Как мы видим, окончательный вариант оформления претерпел большие изменения. Растительный элемент на стороне с обозначением номинала развернули, а с другой – вообще удалили. Название эмитента «Банк России» переместили на сторону с эмблемой ЦБ. В оформление добавили и логотип монетного двора. В обращение монеты данного типа появились с 1 января 1998 года. Разновидности по аверсу для 2 рублей 1998 года СПМД не выявлены. Реверс, как и в предыдущем году, чеканился двумя типами штемпелей:

«Шт. 1.1» и «Шт. 1.42» (здесь и далее использованы обозначения по каталогам Александра Сташкина и Escande). Обе разновидности считаются рядовыми монетами.

2 рубля 1998 года ММД

Монета чеканки МосквыМонета чеканки Москвы

Если для 1997 года московские двухрублёвки насчитывают восемь разновидностей при трёх вариантах аверса и трёх типах реверса, то сейчас их количество сокращается до двух. Аверс московских двухрублёвок имеет единственный вариант. Реверс подразделяется на два типа: «Шт. 1.3» и «Шт. 1.41». Для любителей искать мелкие отличия в рисунке штемпелей мы показываем ниже характерные отличия штемпеля семейства «Шт. 1.4х» от «Шт. 1.1» (СПМД) и «Шт. 1.3» (ММД).

Особенности реверсов 1998 годаОсобенности реверсов 1998 года

У штемпелей «Шт. 1.41» (ММД) и «Шт. 1.42» (СПМД) детали растительного орнамента приближены к канту, что хорошо видно под большим увеличением. Считается, что монеты с удалённым от канта завитком, встречаются пореже, но на цене это сказывается только гипотетически. Для московских 2 рублей 1998 года нумизматы также визуально разделяют реверсы по толщине выступа вдоль края монеты – узкий («Шт. 1.3») и широкий кант («Шт. 1.41»).

Сколько стоит монета 2 рубля 1998 года?

Цена экземпляра из оборота пока равняется номиналу. Из четырёх известных разновидностей нет ни одной, за которой бы охотились коллекционеры. Однако за прошедшие три десятка лет большинство экземпляров давно утратило изначальный блеск и обзавелось забоинами, царапинами и прочими дефектами. В связи с тем, что коллекционеры стремятся положить в альбом монету в идеальном состоянии, 2 рубля 1998 года в штемпельном блеске порой уходит на аукционах за несколько сотен рублей.

Двойной выкус (слева) и смещение (в центре и справа)

Определённую ценность имеют и редкие браки монетного производства. Кроме показанных выше ценится, к примеру, поворот реверса к аверсу на 90 и особенно на 180 (небольшие повороты внимания не привлекут). Из особо редких можно добавить множественный удар, односторонний чекан или инкузный брак, а также монеты с одинаковым рисунком на обеих сторонах («аверс-аверс» и «реверс-реверс»). Чем заметнее и необычнее брак на 2 рублях 1998 года, тем выше окажется их цена.

2 рубля 1998 года «100-летие со дня рождения С.М. Эйзенштейна»

2 рубля 1998 года "Эйзенштейн (портрет)". Каталожный номер 5110-00232 рубля 1998 года "Эйзенштейн (портрет)". Каталожный номер 5110-0023

  • Металл: серебро 925-й пробы;
  • Вес: 17 грамм;
  • Вес чистого металла: 15,55 грамма;
  • Диаметр: 33 мм;
  • Толщина: 2,4 мм;
  • Гурт: 195 рифлений.

Из выпусков для коллекционеров в 1998 году вышло шесть монет серии «Выдающиеся личности России». В тот период Банк России практиковал парные выпуски, поэтому на монетах мы увидим трёх деятелей культуры. Сергей Михайлович Эйзенштейн. Его семья, решив переждать революционные события 1905-1907 гг., уехала в Париж, где в восьмилетнем возрасте Серёжа впервые увидел кинокартину. Фильм произвёл на мальчика большое впечатление, поэтому многие из его детских и юношеских увлечений (фотография, рисование комиксов) были близки миру кино. Первая монета выпуска показывает нам Эйзенштейна в кадре, как личность, вписавшую себя в историю кинематографа.

2 рубля 1998 года "Эйзенштейн (броненосец "Потёмкин")". Каталожный номер 5110-00242 рубля 1998 года "Эйзенштейн (броненосец "Потёмкин")". Каталожный номер 5110-0024

Умение рисовать выручило Эйзенштейна после Гражданской войны, когда он сумел устроиться художником-декоратором в Первый рабочий театр Пролеткульта. Это помогло ему поступить в Государственные высшие режиссёрские мастерские, параллельно занимаясь театральными постановками. Первыми шагами Эйзенштейна в кинематографии считаются короткометражка «Дневник Глумова» и перемонтаж фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». Задуманная из семи фильмов эпопея «От подполья к диктатуре» вылилась в единственную картину «Стачка». Однако этот фильм завоевал Золотую медаль на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Основополагающими в творчестве Эйзенштейна стали поздние фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный». Передний план реверса второй монеты показывает нам работу над просмотром материала.

Кадр с красным флагом из фильма «Броненосец “Потёмкин”»

Фоном идёт изображение корабля, ставшего главным героем самого знакового для режиссёра фильма - «Броненосец “Потёмкин”». С его помощью Эйзенштейн сделал и первый шаг в мир цветного кино, раскрасив красным флаг более чем на сотне кадров (полотнище было белым, так как при двухцветном кино оно выглядело бы по-пиратски чёрным). Красный флаг в чёрно-белом мире поразил зрителей на премьере фильма, состоявшейся на торжественном заседании в Большом театре в честь юбилея Первой русской революции. Титул «лучшего фильма всех времён и народов» картина получила на Брюссельской всемирной выставке в 1958 году, когда режиссёра уже не было в живых.

2 рубля 1998 года «135-летие со дня рождения К.С. Станиславского»

2 рубля 1998 года "Станиславский (портрет)". Каталожный номер 5110-00212 рубля 1998 года "Станиславский (портрет)". Каталожный номер 5110-0021

В число деятелей мировой культуры Константин Сергеевич вошёл благодаря «Системе Станиславского» - новаторского метода обучения актёрскому мастерству. Но и на Родине его талант высоко ценили (именно ему впервые присвоили звание Народного артиста СССР). Для российских театралов он неотделим от Владимира Немировича-Данченко, вместе с которым Станиславский основал Московский Художественный театр. Спектакли МХАТа были настолько грандиозны, что считались негласным эталоном для остальных сценических площадок того времени. Первая из монет представляет нам портрет Станиславского крупным планом на фоне театрального занавеса с «Чайкой», ставшей эмблемой театра.

2 рубля 1998 года "Станиславский (постановка "На дне")". Каталожный номер 5110-00222 рубля 1998 года "Станиславский (постановка "На дне")". Каталожный номер 5110-0022

«Чайку» мы найдём и на второй монете, показывающую сцену из пьесы Горького «На дне». Кроме этих двух названий на театральных афишах публику привлекали такие спектакли как «Царь Фёдор Иоаннович», «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Все эти спектакли Станиславский и Немирович-Данченко ставили совместно.

МХАТ. Спектакль "На дне" (1902 г.)

Постановка «На дне» обнажила различный режиссёрский подход к материалу. Станиславский черпал эмоции, вникая в жизнь обитателей ночлежек Хитрова рынка, что привносило в спектакль характерные детали (замызганную одежду, башмаки, на которых спал Сатин и пр.). Немирович-Данченко не придавал такого внимания мелочам, обозначив целью некую «бодрую лёгкость», которую на сцене демонстрировали актёры. Как говорил об этом спектакле сам Станиславский: «Каждый из нас имел свой [режиссёрский] стол, свою пьесу, свою постановку… каждый хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».

2 рубля 1998 года «150-летие со дня рождения В.М. Васнецова»

2 рубля 1998 года "Васнецов (картина "Богатыри")". Каталожный номер 5110-00252 рубля 1998 года "Васнецов (картина "Богатыри")". Каталожный номер 5110-0025

Первые навыки рисования будущий знаменитый живописец получил в Вятской духовной семинарии. Работы удивили родителей, и с благословления отца юноша отправляется в Санкт-Петербург для учёбы в Императорской Академии художеств. Уже во время учёбы Виктор Михайлович не только получил большую и две малые серебряные академические медали, но и выставлял картины в экспозициях Академии и выставках передвижников. Главным направлением Васнецова становятся исторические образы и герои былин. Как раз одному из таких полотен посвящена первая монета.

«Богатыри» (художник В.М. Васнецов)

Картину о былинных защитниках Древней Руси Васнецов создавал почти два десятилетия. Искусствоведы отмечали в обзорах, что живописец «...наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты». Хотя картина создавалась в качестве отдельного произведения, сейчас она многими воспринимается в качестве иллюстрации к былинным сказаниям. Трёх богатырей, созданных по «лекалам Васнецова» студией «Мельница», мы увидим на монетах 2017 года серии «Российская (советская) мультипликация».

2 рубля 1998 года "Васнецов (картина "Алёнушка")". Каталожный номер 5110-00262 рубля 1998 года "Васнецов (картина "Алёнушка")". Каталожный номер 5110-0026

Вторая монета также представляет пару полотен, которые уже давно прочно ассоциируются со сборником русских сказок. Одна из лучших картин русской школы (по мнению И.Э. Грабаря) по первоначальному замыслу Васнецова должна была передать простоватый образ деревенской сироты во всей её грусти и неприкаянности (это можно увидеть по ранним наброскам и этюдам). Но смена наряда на древнерусский превратила девушку в героиню истории, где сестрица Алёнушка будто бы тоскует о непутёвом братце Иванушке.

Картины «Алёнушка» и «Иван-Царевич на Сером Волке» (художник В.М. Васнецов)

На другом полотне изображён момент из сказки, в которой царский сын отправляется на поиски Жар-Птицы, способной вернуть здоровье больному отцу, попутно спасая лесного волка от неминуемой смерти. В награду Серый волк неоднократно выручает Ивана-Царевича и словом, и делом. Васнецов решил показать фрагмент, где Иван-Царевич вместе с обретённой невестой скачет на Сером волке через лесную чащу, ещё не зная, что родные братья приготовили ему коварную ловушку. Этот выпуск, как и предыдущий, отчеканил Монетный двор Санкт-Петербурга, и дата «1998» стала первым годом, когда на коллекционных монетах из драгоценных металлов вместо прежней эмблемы ЛМД появился логотип СПМД.