15 (25) мая 1591 года в первой половине дня в городе Углич маленький восьмилетний мальчик играл со сверстниками «в тычку» - старинную игру с ножом (или другим заостренным инструментом). Они начертили линию на земле и стали бросать за неё ножик, стараясь воткнуть его как можно дальше от черты (по другой версии целью игры было попадание ножа (или свайки) в центр металлического кольца). Вдруг, во время игры ребёнку стало плохо. Начался приступ «чёрной немочи» (так раньше называли эпилепсию), сопровождавшийся сильными судорогами, в результате которого он потерял сознание и упал прямо на острый предмет, смертельно повредивший ему горло.

Этим мальчиком был сын Ивана Грозного (1530-1584) царевич Дмитрий (1582-1591). Его загадочная гибель стала причиной поистине роковых событий в истории «Смутного времени», наступившего в Московском государстве в начале семнадцатого века. Известно о пяти самозванцах «Лжедмитриях», в тех или иных обстоятельствах, нарекавших себя именем умершего царевича.

Ещё в 1606 году Дмитрий был канонизирован Русской православной церковью, но его короткая жизнь и трагическая судьба и сегодня остается предметом исследования для историков. Давайте разберёмся, во что именно играл в тот весенний роковой день последний представитель династии Рюриковичей по прямой линии.

Смерть царевича Дмитрия

Игра «в тычку» тогда отдаленно напоминала современную игру «в ножики» (о которой речь пойдет далее). По каким именно правилам играл царевич неизвестно. Возможно, что целью игры было поочередное метание заостренного предмета через начертанную линию. Побеждал тот, кто смог кинуть нож так, чтобы он ровно вошёл в мягкий песок как можно дальше от черты.

Но, судя по другим свидетельствам очевидцев несчастного случая, в тот день Дмитрий «тешился сваею в кольцо». То есть речь идет об игре в «свайку» - другой широко известной на Руси потехе. Впрочем, возможно, что Дмитрий любил играть в обе эти игры, а не различавшие правил свидетели могли их просто спутать.

Существовали разные правила игры в «свайку». Обычно на земле рисовался круг или помещалось железное кольцо (иногда несколько колец) диаметром четыре или пять сантиметров, куда необходимо было попасть заостренной свайкой – металлическим стержнем (нередко использовался гвоздь или нож) с круглой или граненой головкой. Вес такого стержня обычно не превышал двух килограммов (дети кидали свайку полегче – весом от 800 граммов до 1 килограмма), а размер – двенадцати сантиметров.

Игра в свайку

В шестнадцатом веке в свайку играли необычным способом. Один из играющих садился на спину другого и начинал, взявшись за остриё, бросать свайку в середину кольца. Другой игрок, кроме того, что на своей спине удерживал кидающего свайку, должен был ещё и каждый раз после броска её ему подавать. Каждое точное попадание позволяло продолжать забивать свайку и добавляло возможность промахнуться, не потеряв при этом право броска. Например, если первые две попытки привели к попаданию свайки в кольцо, а затем следующие два броска не увенчались успехом, то, промахнувшись третий раз подряд, игрок уже сгибал спину и начинал подавать свайку другому.

Игра могла длиться очень долго. Появлялись «мастера игры», которые по несколько часов не слезали со спин подающих и могли попасть в кольцо несколько десятков раз подряд.

Со временем правила усовершенствовались и стали более гуманными к игрокам. Друг на друга игроки садились всё реже. Свайку кидали стоя, а за попадания стали начисляться очки. Игроки перед соревнованием договаривались о количестве очков, необходимых для победы или «выхода» из игры. Броски осуществлялись по очереди до первого промаха, после чего ход переходил к следующему «метателю» свайки. Если игрок попадал в кольцо, то он получал три очка, а если свайка при броске задевала кольцо, то начислялось одно очко. Самым опасным было «захлебнуться» - попасть в кольцо, но при этом не воткнуть свайку в землю и позволить ей упасть внутри кольца. Счёт «захлебнувшегося» участника обнулялся: очки приходилось набирать заново.

Подавать свайку («служить») для броска должен был последний промахнувшийся игрок. Делал он это до тех пор, пока другой игрок, допустивший промах, не менял его.

Победитель игры получал право «посадить редьку» - забить свайку глубоко в землю, а игрок, набравший наименьшее количество очков или «не вышедший» из игры, должен был эту «редьку» вытаскивать. Чаще всего это делалось любым способом, но правила могли оговаривать, что вытаскивать предмет следует одной рукой, несколькими пальцами или даже зубами. Иногда свайка так основательно вбивалась в землю, что достать её было очень сложно.

Более опытные участники играли по усложнённым правилам. Важным было не просто «прибить кольцо», а сделать это лучше своего конкурента. Например, если в игре участвовали трое и первый игрок попадал в центр, то он получал три очка, но если бросок второго участника тоже придётся точно в цель, то он забирал три очка у первого игрока. Получается, его выигрыш составлял уже шесть очков. Если и третий игрок будет точен, то он забирал три очка уже у второго участника. Игра также велась до набора определенного количества баллов.

Играющие в свайку

Существовал и другой способ игры. В её начале участники поочередно бросали свайку в кольцо до того момента, пока не выявится аутсайдер – игрок, так и не сумевший попасть в цель. На него возлагалась обязанность подавать орудие игры остальным участникам. Тот же, кто первым сумел «пригвоздить кольцо», назывался «маткой», а остальные игроки (кроме подавальщика) были его «сынками». «Посадка редьки» в этом варианте народной забавы происходила несколько иначе. Последний попавший в кольцо принимал из рук подающего свайку и два раза сильно бросал её возле кольца, загоняя поглубже в землю. «Посадив» таким образом «редьку», игрок делал третий бросок, стремясь попасть уже в центр кольца. Если он сумеет это сделать, то сможет бросить ещё три раза, если нет, то очередь переходит к следующему «сынку». Процесс продолжался до того момента пока свайка не оказывалась в руках «матки». «Посадив редьку» два раза, он должен был третьим броском попасть в кольцо. Успешный бросок означал, что подавальщик будет заново подносить свайку всем играющим. Если же следовал промах, играть начинали по новой.

Существовал также интересный вариант игры, совмещающий «свайку» с прятками. В начале игры острый предмет как можно глубже забивался в землю дубинкой (каждый из играющих наносил по одному удару), после чего участники игры разбегались прятаться. «Водящий» сначала вытаскивал свайку из земли и только потом шёл искать друзей. Если получалось кого-то обнаружить, он быстро возвращался к месту начала игры и с возгласом «Засалю!» втыкал свайку обратно. Если же во время поиска кто-либо из прячущихся выбегал из засады и прикрывал ногой ямку, куда была воткнута свайка, закричав при этом «Съехал!», то обязанность «водить» и в новом раунде игры оставалась за прежним игроком.

В какой бы вариант игры ни играли, время за ней проходило незаметно. Она развивала сноровку, физическую силу и глазомер участников. «Свайка» была популярна не только у простолюдинов. В неё с удовольствием играли и представители знатных сословий. Упоминание о ней встречаются в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого.

Скульптура «Юноша, играющий в свайку», находящаяся возле Александровского дворца в Царском селе

К концу девятнадцатого века в свайку продолжали играть всё меньше, а начавшийся двадцатый век с его войнами и революциями фактически предал забвению старую народную игру.

Сейчас увидеть играющих в свайку можно разве что на фольклорных фестивалях, но у игры по-прежнему остаются свои поклонники.

Игра в «свайку» не забыта и сегодня

В СССР место свайки заняли игры в «ножики». Наверное, не найдется ни одного человека, чье детство прошло в советском государстве, не игравшего или хотя бы не слышавшего про них. Разновидностей игр с ножами было много. Главное – иметь при себе собственный ножик. Чаще всего для игр использовался перочинный складной ножик, но случалось, что из дома «выносился» обычный кухонный нож, который также метали в землю.

У каждого ножа складывалась своя история, не важно, правдивая или выдуманная. Детская фантазия часто наделяла ножи то магической силой (якобы на него заложено заклятие, позволявшее всегда точно попадать в цель), то невероятными свойствами (ножик всегда остается острым и никогда не затуплялся), то богатым историческим прошлым (нож поучаствовал в нескольких войнах и достался от деда, который брал Берлин). Позже, уже в «лихих девяностых», распространялись выдумки о криминальном прошлом своих ножей.

Перочинный ножик был желанным подарком на день рождения и вызывал у ребёнка гордость за родителей или старшего брата, которые его подарили. Практически в каждом дворе имелось специальное место для игр ножом. Земля там должна быть мягкой и рыхлой, чтобы легко втыкались острые предметы. Подготовив орудие и позвав друзей с приятелями, можно было начинать игру.

Дети, играющие в «ножички»

Во что же можно было поиграть длинными летними днями, пока родители затемно не позовут домой?

«Земля»

Чаще всего играли в «землю» (она же «ножички», она же «огород», она же «царство»). Прежде всего на ровном и чистом (без камней и травы) месте рисовался большой круг, разделённый на равные участки так, чтобы каждому игроку достался одинаковый «надел». Число играющих в теории могло быть неограниченным, но удобнее и веселее всего игралось вчетвером или впятером. Затем определялась последовательность бросков участников, это можно было сделать с помощью простой считалки или подбрасывания монетки. Но чаще всего игроки метали ножик. У кого он больше всех воткнулся в землю, тот и начинал игру первым.

Игра в «Землю»

Цель соревнования – захватить территории других участников. Для этого первый участник брал ножик за лезвие и кидал его во «владение» противника. Если бросок был точен, то попавший проводил черту через точку, в которую воткнулся нож, до своего участка, тем самым отрезая себе часть соседней земли и стирая прежние границы. Игрок, теряющий землю, выбирал часть территории, которую он оставляет за собой. Если он выбрал часть отрезка, не граничащего с участком «захватчика», то метающему следующим броском нужно было пробить «сухопутный коридор» к вновь приобретенной земле. Если это удавалось совершить, то участок поступал в его владение, если нет, то «надел» оставался за прежним «собственником», а ход переходил к следующему участнику.

Потерять право метать нож можно было не только промахнувшись, но и не сумев начертить новую границу со своей территории, не совершив «заступа». При этом правила устанавливали ряд запретов при выборе способа метания ножа. Например, нельзя было просто бросить нож в землю, держа его вертикально за рукоятку, или кинуть нож без вращения.

Играющий выбывал, когда его сектор круга урезался настолько, что он уже не мог помещаться на нём даже стоя на одной ноге. Победителем же считался тот, кто сумел завоевать всё игровое поле, лишив остальных их «земельных участков».

«Морской бой» или «Кораблики»

Целью этой, не менее популярной, чем «Земля», дворовой игры с ножом был захват «морских баз» соперников. Для этого на песке волнистыми линиями рисовался «океан», на границах которого помещались изображения «портов» каждого игрока. Тот, кому выпадал жребий начинать первым, устанавливал складной нож под углом девяносто градусов в своём «порту» так, чтобы он соприкасался с землёй рукояткой и клинком, при этом лезвие должно было всегда направлено в сторону «вражеской базы».

«Кораблик» и «подводная лодка»

Как только «орудие» было установлено, наступало время «выстрела». Игрок бил по рукояти ножа так, чтобы нож, вращаясь, полетел в сторону базы противника и воткнулся в песок (такой результат броска означал, что у игрока в «океане» появился «корабль») или же упал на землю лезвием вверх и остался в этом положении (в этом случае «флот» игрока пополнялся «подводной лодкой»). При промахе ход переходил к другому игроку.

Если первый бросок был точен, то следующий наносился уже не из «порта», а с места куда упал нож в прошлый раз, то есть с «корабля» или «подводной лодки». В процессе игры можно было обзавестись целой «флотилией». Чем больше она становилась, тем легче было добраться до «порта» соперника и нанести точный бросок по его территории. Игрок, чья база была «захвачена», выбывал из игры.

Соперники в ходе «боя» могли уничтожать «корабли» друг друга, делая точные броски в их очертания. Если у игрока не оставалось «судов в океане», то он должен был наносить очередной бросок вновь из порта, пытаясь сформировать новые «боевые единицы».

В другом варианте «Морского боя» вместо «океана» на земле рисовались «острова» - круги, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. После чего игроки метали ножик и, при удачном броске, формировали свой «флот» - каждое «боевое судно» также обозначалось кругом. Цель игры оставалась той же – захват главного «острова» противника и уничтожение его «кораблей».

Виды «кораблей»

Иногда играли в более расширенную версию «Корабликов», где за выполненный определенным образом бросок начислялись очки. «Флот» формировался в зависимости от того, в каком положении нож воткнулся в землю. Например, если нож после броска упал на рукоять с поднятым вверх клинком, игрок получал «корвет» (5 очков). Если, наоборот, клинок расположился горизонтально на земле, а рукоятка вставала вертикально, то такой бросок приравнивался к получению игроком «эсминца» (10 очков). Побеждал тот, кто наберёт большее количество баллов.

«Танчики»

Схожие с «Морским боем» игры – «Танчики» и «Города» также были популярны у дворовой детворы. Игра была распространена ещё в СССР, но не осталась забытой и в последнее десятилетие прошлого века, во многом из-за того, что ассоциировалась с одноименной игрой на приставке «Денди».

Как и в «Корабликах», каждый игрок (обычно их было не больше четырёх) получал свою базу на отдаленном расстоянии от других и отмечал её определенной фигурой: квадратом, ромбом, прямоугольником, кругом или треугольником (эти же фигуры в ходе игры обозначали «боевую технику» игрока). Затем жребием определялось, кто начинает метать первым. Чаще всего складной нож кидали полностью раскрытым.

«Поле боя» в игре «Танчики»

Метали нож различными способами: чем сложнее был удачный бросок, тем более совершенные «орудия» получал участник. Простой «танк» (или одно очко) приобретали после успешного простого броска - игрок кидал нож, взявшись за лезвие. «Пантеру» (2 очка) получали за бросок, когда лезвие находилось между указательным и безымянным пальцами участника. «Тигр» (3 очка) за попадание с кулака или из-под приподнятой ноги, «Катюшу» (5 очков) за обычный бросок, но с условием, что вторая рука игрока отводилась за спину и оттягивала локоть кидающей руки. Кроме «танков» можно было получить «Вертолет» (10 очков). Для этого ножик брали за кончик лезвия и подбрасывали со вращением вверх так, чтобы при приземлении клинок ровно вошел в землю. А ещё высаживали «Десант» (15 очков) на территории «противника» - точно бросали нож на большое расстояние.

Получив «боевую единицу», игрок рисовал на земле выбранную им вначале геометрическую фигуру и обозначал её соответствующими буквами: «П», «Т», «К», «В» или «Д» (простой «танк» буквами не помечался). Игроки в ходе игры могли уничтожать «технику» друг друга двумя способами. Например, чтобы ликвидировать «вертолёт противника», нужно было либо точно повторить такой же бросок, либо попасть в него 10 раз обычным броском.

Победителем считался игрок, занявший все «базы» соперников. А иногда, когда продолжать игру уже не было времени, набравший наибольшее количество очков.

«Города»

Завоевание «города»

Эта игра отличалась от двух предыдущих. Во-первых, игроки давали своим «базам» имена как реальных («Москва», «Сталинград», «Берлин»), так и придуманных городов (обычно это были или сказочные города – «Изумрудный», «Цветочный», или шуточные, образованные от имени участника – «Иванград», «Васьбург» и т.п.). Во-вторых, игрок изначально выбирал любимый способ метания ножа, который использовал всю игру. В-третьих, одного попадания во «вражеский город» обычно было недостаточно, нужно было «привести» в него несколько «боевых единиц» - сделать несколько удачных бросков разной сложности.

«Футбол»

Ещё одной любимой игрой с ножом была игра «в футбол». В неё играли вдвоём не только на земле, но и на деревянной поверхности. Главное – чтобы на ней можно было начертить миниатюрное прямоугольное поле с воротами в виде полуокружностей по обеим сторонам. Само поле делилось на пять равных зон. Игроки занимали крайние сектора и начинали по очереди бросать нож в соседний от своих ворот сектор. Если нож воткнулся, то бросок производится в следующую зону и так вплоть до «гола» - попадания остриём в ворота противника. Если же попытка была неудачной, то ход переходил к другому игроку. Побеждал тот, кто доводил счёт до определенного изначальной договорённостью количества «забитых мячей» (чаще всего играли до пяти или десяти «голов»). В эту игру обычно любили играть поклонники настоящего дворового футбола.

«Скамейки»

Игра в «скамейки»

В эту игру интереснее было играть вдвоём, но иногда играли командами. Складной ножик неглубоко втыкался в деревянную скамейку или доску под углом в 90 градусов. После чего игроку нужно было резким движением руки подбросить нож так, чтобы он совершил один или несколько поворотов в воздухе и снова воткнулся в твёрдую поверхность (если этого сделать не удавалось, то игрок терял право хода). После чего нужно было посчитать очки. Для этого пальцами отмеряли расстояние от рукояти до скамьи, каждый палец равнялся одному очку. Если ни один палец не получалось просунуть, то ход переходил к другому участнику.

Но количество набранных ранее очков не имело никакого значения, если играющему удалось подбросить ножик так, чтобы он упал на рукоять (при этом остриё должно быть направлено вертикально вверх), или если нож после броска втыкался в поверхность и раскрывался полностью. В этих случаях удачливому метателю сразу засчитывалась полная победа.

«Бабки-дедки»

Правила игры в «бабки-дедки» предусматривали метание ножа в землю определенным образом. Способ метания менялся с каждым новым ходом. Например, броски-«бабки» нужно выполнять, положив нож на тыльную сторону ладони, а «дедки» - на внутреннюю сторону. Кидали нож также с кулака («булка», «стопка»), с разных пальцев руки («проливуха», «пальчики»), с локтя, с плеча, с колена и даже с головы («волосики» или «расчёска»). Часто новые виды бросков придумывались прямо во время соревнования.

Виды бросков и при игре «бабки-дедки»

Некоторые броски, как правило самые сложные, нужно было выполнить с первого раза иначе ход переходил следующему игроку. Побеждал тот, кто первый смог выполнить оговоренную в начале игры серию бросков быстрее остальных. Несмотря на опасность травм, дети любили игру, ведь она хорошо развивала навыки метания.

«Жизнь»

Играли во дворах и в игры, связанные с «биографией» человека. Одна из них так и называлась – «Жизнь». Смысл её сводился к последовательной череде бросков, каждый из которых означал какой-нибудь жизненный этап от рождения до смерти (в некоторых вариантах игры последнее попадание называлось «точкой»). Каждый бросок, как и при игре в «бабки-дедки», нужно было осуществить определенным способом. Победителя в соревновании не было, ведь каждый должен был «пронести свой крест» до конца. После игры вопрос о том, кто прожил более яркую «жизнь», часто был предметом ожесточенных споров.

«Грядки»

Схематичное изображение поля для игры в «Грядки»

Игра не столь популярна, как предыдущие, но в некоторых регионах хорошо известна. Смысл её заключался в «возделывании грядок». На земле чертились прямоугольники одинакового размера (обычно 5х50 сантиметров) для каждого игрока. Затем участники по очереди, определённой жребием, начинали метать нож в свою грядку. Если нож воткнулся в «грядку», то метавший вырезал кусок земли и продолжал кидать нож, пока не промахнется или не попадёт на чужую территорию. Тот, кто в итоге так и не смог вырезать всю свою грядку, считался проигравшим и должен был быстро убегать под «огнём» из вырезанных другими участниками кусков земли.

«Счастливое детство»

Сегодня очень редко во дворах нашей страны можно увидеть детей, играющих «в ножички», услышать их громкие и долгие споры о том, попал ли нож в цель и засчитывается ли бросок.

Ведь постепенно укрепилось мнение, что подобные развлечения небезопасны, развивая в ребятах склонность к агрессии и воинственности. Детям же стали более интересны компьютерные игры. Но для «повзрослевших детей», чье детство прошло в 1970-е, 1980-е и даже 1990-е гг. прошлого века, эти игры навсегда остались в памяти одними из самых ярких и дорогих воспоминаний.