Китай уже давно является центром производства высококачественных товаров под брендами, которые завоевали мировую известность. Ярким примером служит продукция компании Apple, 90% которой производится в этой стране. Ножи не являются исключением. Причину китайского чуда доходчиво объясняет создатель американской компании A.G. Russel Knives, который организовал выпуск своих ножей в Поднебесной. С банкротством таких «ножевых монстров», как Schrade, Camillus и Arrowhead, у него исчезла всякая надежда на продолжение производства сколь-нибудь значительного объема авторских ножей в Соединенных Штатах. Попытка делать свои клинки в Германии также привела бы к банкротству, ведь американским и европейским рабочим нужно хорошо платить. Ножи ценой 250$ не окупаются, если их не выпускать промышленными объемами, а на это у мастера не было средств.
Несколько лет Рассел изготавливал самые популярные модели своих ножей в Японии, пока их себестоимость не поднялась до 150-175$. Мастеру повезло, что один из его клиентов жил на Тайване и владел ножевой фабрикой в Китае. Он помог американцу с бизнесом. Теперь высококачественные ножи A.G. Russel Knives производят исключительно в КНР «по разумным ценам», поскольку рабочая сила и производственные мощности здесь намного дешевле, чем в Европе или США.
Чисто китайские ножи
Кроме производства ножей для американских, европейских или российских компаний, Китай выпускает собственные оригинальные разработки. Местные ножевики охватили все разнообразие существующих в мире клинков, поэтому нет такого вида ножа, который не выпускали бы в этой стране. Роль ножевой столицы Китая играет город Янцзян на побережье Южного-Китайского моря в провинции Гуандун. Китайцы утверждают, что еще 1400 лет назад известная героиня эпохи Южной и Северной династий, госпожа Сянь, обосновалась в Янцзяне и лично курировала работу оружейных мастеров. В 1940-х гг. «нож Цзифу», сделанный кузнецом из Янцзяна Лян Цзифу, обрел известность за границей и был выставлен на ЭКСПО. «Нож Янцзяна» стал одним из первых товаров китайского производства, вышедших на мировой рынок.
На сегодня более 7000 предприятий производят здесь около 3600 видов ножевой продукции, поступающей в 130 стран, включая США (38% экспорта ножей), государства ЕС (33%), Россию (12% экспорта), Японию (5%). Это кухонные ножи для приготовления пищи, скальпели, режущие с точностью до микрометра, острые и легкие карманные ножи, маленькие ножницы для повседневного использования, охотничьи «фиксы», созданные на основе тысячелетних традиций металлообработки. В ножевой индустрии занято около миллиона человек. Начиная с 2012 года, в Янцзяне ежегодно проводят Международную выставку скобяных изделий, ножей и ножниц. Экспозиция размещена на площади 37 000 м2 и вмещает более 900 стендов и тематических кластеров. Здесь же расположен Международный торговый центр ножей и ножниц Yangjiang International Hardware, лидер на оптовом рынке данной продукции. В 2012 году в провинции Гуандун создали Управление стандартизации ножей и ножниц. В его ведении находится Школа материаловедения и инженерии Южно-Китайского технологического университета, Янцзянский институт контроля и испытаний качества в металлургии и НИИ Технологии производства ножей и ножниц Yangjiang Hardware.
Собственно китайских брендов, которые производят ножевую продукцию преимущественно на экспорт, чуть больше десятка. В первую очередь это компания Kizer из города Гуанчжоу на юге страны недалеко от Гонконга. Она работает в тесном партнерстве со шведской металлургической компанией Söderfors Steel Operations AB, изготавливая значительную часть клинков из ее стали.
Kizer Cutlery, основанная в 2012 году, на сегодня имеет репутацию производителя высококачественных и оригинальных ножей. Они сочетают в себе точность изготовления, инновационный дизайн и материалы премиум-класса. Это нержавеющие стали S35VN, CPM-20CV и VG-10, а также рукоятки из титана, углеродного волокна и композита G-10. Компания сотрудничает с известными ножевыми дизайнерами, такими как Мэтт Денан, Рэй Лаконико и Крис Конуэй.
В 2014 году китаец Дэвид Денг основал компанию Reate Knives, базирующуюся в городе Гуандун. Начав с производства на станках с ЧПУ ножей других брендов, компания быстро перешла на продукцию собственной разработки.
Одним из примечательных аспектов Reate является сотрудничество с дизайнерами ножей Таши Бхаруча, Тоддом Беггом и Эриком Оксом. Компания использует высококачественные нержавеющие стали CPM S35VN, CPM 20CV и M390, известные превосходным удержанием кромок и коррозионной стойкостью. Предприятие проводит оригинальную политику «ограниченной пожизненной гарантии». Так, каждый нож поставляется в комплекте с запасными винтами и шайбами «на случай, если они понадобятся». При обнаружении дефекта нож без проблем меняют на новый или, по желанию клиента, ремонтируют. Все расходы по доставке оплачивает покупатель, а ремонт должен быть произведен в сервисном центре Южной Калифорнии, США, либо непосредственно на заводе в Китае. Гарантия не действует на ножи, в которые пользователи внесли какие-либо конструктивные изменения.
В пятерку лидеров внутреннего и внешнего ножевого рынка входит компания Real Steel. Её основали в 2013 году в Ханчжоу, столице китайской провинции Чжэцзян. Это самый южный город на судоходном Великом канале, берущем начало в Пекине. Ножи Real Steel можно кастомизировать, заполнив заявку прямо на сайте. Покупатель подбирает марку стали, ее вид, форму лезвия, одно или двухстороннюю заточку, механизм замка. Можно заказать вид полировки и нанесение логотипов, выбрать материал накладок для рукояти, а винты накладок или клипсы компания может изготовить по индивидуальному проекту.
Большой популярностью за рубежом (прежде всего, в США) пользуются ножи компании WE Knife. Она была основана в 2000 году, а производство также базируется в городе Янцзян. Компания выпускает высокотехнологичную ножевую продукцию: фиксы, EDC, охотничьи клинки, тактические ножи и ручки, мультитулы, аксессуары для заточки. В каталоге упоминаются 23 дизайнера, по проектам которых компания изготавливает свою продукцию. На сайте WE Knife имеется раздел «Ножи в разработке», где представлены модели, которые планируют серийно выпускать в ближайшее время. Покупатель может оставить заявку, чтобы в перспективе получить уведомление о возможности приобрести новую модель. Компания с 2018 года получает ежегодную награду в категории «Лучший нож фабричного изготовления», которая присуждается в США.
Решив выпускать специализированную линейку EDC-продуктов по более доступным ценам, WE Knife в 2018 году основала бренд Civivi. Объединив основные ценности инновационного дизайна и качественного производства с современными материалами для рукоятей и лезвий, Civivi взялась за решение сложной задачи выпуска самых продвинутых и одновременно экономичных карманных ножей в мире. Слоган компании «Делай лучше!» означает, что при разработке и производстве своих EDC она стремится достичь оптимального баланса цены и качества.
Среди других известных китайских ножевых брендов называют China Factory, Sanrenmu, Bestech Knives, QSP Knife, Kunwu, Petrified Fish, Kansept Knives, Artisan Cutlery. Ножи производства этих компаний известны во всем мире, однако некоторые пользователи из США считают, что лучшие китайские клинки известны и доступны только в самом Китае. В качестве примера они приводят названия брендов XXSTJP Forge Works, Six-fingered Zeng, Moye Works, GENEX Studio, ZhengYi Knives и P. Z Handcraft. Действительно, в основном продукцию этих компаний можно встретить только в интернет-магазинах типа AliExpress или Alibaba. Однако нет никаких причин считать, что клинки перечисленных брендов обладают особым качеством. Просто маркетинговая политика той же Moye Works ориентирована на внутренний рынок из-за нежелания тратить средства на конкуренцию с известными производителями, успешно экспортирующими свою стальную продукцию в более развитые страны.
Китайские ножи иностранных брендов
Тенденцию использовать китайские производственные мощности для выпуска продукции используют многие мировые ножевые бренды, и Россия здесь не исключение. Примером является НОКС - компания, основанная в 1998 году конструктором ножей Игорем Скрылевым (НОКС – сокращение от «Ножи Конструкции Скрылева»). В ассортименте компании ножи с фиксированным клинком, EDC, топоры и лопаты, средства ухода за клинками. Уже несколько лет вся линейка складных ножей НОКС изготовляется в Китае, что позволяет сохранять бюджетные цены на данный высококачественный продукт класса EDC.
Еще один российский бренд, «Витязь», производит ножи в Китае из собственной стали. Рабочие предприятия в Янцзяне обрабатывают её на станках с ЧПУ, и, руководствуясь российской технической документацией, собирают качественную продукцию. Клинки проходят серьезный контроль допусков на всех стадиях производства, в результате чего получаются надежные складные ножи и фиксы по невысоким ценам.
Бренд «Витязь» - дочернее предприятие компании Viking Nordway (VN). Ножи этой компании производятся как в Китае, так и в России, в городе Ворсма. Отличить российскую продукцию можно по номерным индексам клинков - В7 и В8. Ножи Viking Nordway появились на российском рынке в 2005 году, когда сложно было представить, что качественная продукция может быть по карману любому отечественному пользователю. Со временем экономическая ситуация ухудшалась, цены на продукцию росли, а спрос падал. Поэтому в 2018 году руководство компании приняло решение организовать изготовление и сборку ножей в Китае, где на сегодня выпускается свыше 50 моделей этого бренда. Под маркой «Витязь» изготавливают преимущественно клинки в стиле ретро и модели по мотивам национальных ножей.
Смешанная российско-китайская ножевая компания WithArmour выпускает свою продукцию свыше 15 лет, однако на российском рынке появилась сравнительно недавно. Китайские технологии и материалы, российские идеи и дизайн – это то, что позволяет бренду конкурировать с более именитыми «собратьями». В каталоге компании складные, туристические и охотничьи ножи, мачете, тактические ручки, топоры, мультитулы и фонари. Качество изделий на высоте, цены весьма умеренные.
Еще одна китайская компания, которая недавно вошла на российский ножевой рынок, в равной мере старается работать с обоими своими крупнейшими клиентами - США и Россией. Для Америки она выпускает клинки под маркой COP U.S.A, для России – под брендом Мастер К. (Мастер Клинок). Именно эта надпись нанесена на лезвия, которые изготавливают преимущественно из стали марок 430 и 440 твердостью 54-56 HRC. Это ножи бюджетного сегмента с простой и надежной «слесаркой», которые отлично справляются с ролью EDC и при этом имеют яркий, запоминающийся дизайн.
На сегодня китайская ножевая промышленность выпускает продукт, главным маркетинговым преимуществом которого является отсутствие так называемой наценки «за мировое имя». Китайцы могут позволить себе продавать нож одинакового качества за 250$ в Америке или Европе и за 120$ в России или Казахстане, так как придерживаются принципа «чем больше спрос и шире рынок – тем больше прибыль».