Роуч (англ. roach) – мужской головной убор индейцев Северной Америки, изготовляемый из щетины или волоса различных животных, других подобных материалов, в том числе перьев. Роуч носили исключительно мужчины, чаще всего он предназначался для воинов или исполнителей ритуальных плясок.

Роуч на портрете Шаритахриша, вождя пауни, 1822 г.

Что касается этимологии, то роуч, это насмешливый американизм английского языка, буквально переводится как «таракан», «плотва», по смыслу также можно перевести как «ёжик». Роучем назывался не только головной убор, но и роучеобразные индейские прически, коротко стриженные гривы лошадей.

В английском языке сегодня роучи обозначают как roach headdresses (роучеобразные головные уборы?), porcupine roaches (роучи-дикобразы?) или artificial roaches (искусственные тараканы?). Как видим, перевести можно весьма вольно, но образ таракана, ежа или дикобраза присутствует в любом варианте.

Сложный роуч с распоркой. Северная Дакота, США, предположительно около 1900 г.

Роуч из шерсти животных почти наверняка произошел от обычая, ранее соблюдавшегося некоторыми индийскими мужчинами, состригать все волосы с головы, за исключением узкой полосы, идущей от макушки к основанию шеи. Волосы животных, такие как перья из-под бороды индейки, остевые волосы дикобраза и волосы хвоста оленя, были добавлены к волосам, чтобы усилить эффект.

Некоторые исследователи приписывают головной убор из шерсти индейцам пауни, из-за легенды об их культурном герое Вороньем Пере. Другие авторы приписывают роуч племенным традициям, намекающим на сходство с красным гребнем пестрого дятла. Действительно, в ряде роучей применялись скальпы этих самых дятлов.

Простой роуч из оленьей шерсти и шкуры кролика. Конец XIX века

Индейские головные уборы

Почему же роуч часто ассоциируется у нас именно с перьями? Дело в том, что перья использовались индейцами практически во всех видах традиционных головных уборов. Давайте коротко остановимся на каждом из них.

Одним из самых демократичных, распространенных и малоизвестных головных уборов индейцев Северной Америки были плетёные шляпы. Их носили к западу от Скалистых гор и изготавливали из еловых корней или кедровой коры, которые были плотно сплетены в шапку, конус или форму с полями. Эти шляпы обозначали клан, статус и достижения владельца. Часто украшались перьями.

Индеец из Кламата в шляпе-корзине, 1923 г.

Гастовех (Gustoweh) – характерная для мужчин из народа ирокезов тюбетейка. В зависимости от принадлежности к определенному племени её украшали перьями фазана, индейки или ястреба, а также перьями орла, которые помещались сверху. Например, ирокез носил три верхних пера, стоящие вертикально, сенека - одно перо, стоящее вертикально, а каюга - одно загнутое назад перо.

Дети ирокезов, 1865 г.

Меховые тюрбаны носили некоторые племена южных равнин и прерий, в том числе пауни, осейджи и потаватоми. Их носили в ритуальных целях, они были сделаны из меха выдры, а хвост выдры свисал из «ножен», украшенных бисером. Вожди и члены их семей могли прикрепить орлиные перья позади шапки для церемоний.

Тюрбан из меха выдры южных равнин

Многие племена носили кожаные повязки, ленты из ткани (пуэбло, навахо и апачи), а то и целые тюрбаны (семинолы, чероки и т.д.) из приобретенной у белых материи. Все эти головные уборы также украшались перьями.

Мужчина Отоэ в тканевом тюрбане и с орлиным пером, 1908 год

Самым известным индейским головным убором, несомненно, является feather headbands – военный капор или венец (обод) из перьев. Эта «шляпа» является особой и священной для индейцев Великих равнин, включая сиу и шайеннов.

Венец был принят и другими племенами индейцев после массовых депортаций и просветительских компаний в конце 1800-х годов. Туристы, посещавшие резервации, ожидали, что американские индейцы будут носить головной убор именно такого типа, и их не стали разочаровывать.

Капор сиу

Военные капоры носили исключительно мужчины, обычно вожди и воины. Они символизировали власть и предназначались только для самых уважаемых представителей мужского пола. Даже когда женщины в этих племенах становились воинами или вождями, они не носили военный капор.

Использование капоров было преимущественно церемониальным, так как носить их в бою было неудобно и громоздко. Они были сделаны из перьев, часто причудливо переплетенных и украшенных шкурами горностая и бусы. Чаще всего использовались перья беркута, но не исключались и перья других птиц.

Убор с перьями, обтянутыми шкурками горностая. Три Лошади, не-персе, 1905 г.

Венец нес в себе много символизма и являлся статусным для владельца. Перья давали за мужество. Их носили вожди и знахари. Есть версия, что количество перьев связанно с количеством подвигов, но доподлинно известно, что «шляпы» никогда не переделывались, даже если новые подвиги затмевали все предыдущие.

Наиболее экзотической «шляпой» индейцев является головной убор бизона (buffalo headdresses) – сложная конструкция, с головы до щиколоток состоящая из шкуры бизона, украшенная его рогами и, конечно же, перьями птиц. Этот редкий головной убор носили лишь несколько северных равнинных племен, включая сиу. Он предназначался только отдельным кланам и воинам, отличившимся выдающимися подвигами.

Убор бизона, вождь команчей, 1908 г.

Получается, что перья присутствуют во всех традиционных головных уборах индейцев. Поэтому неслучайно, что в современной американо-европейской культуре индейцев представляют сплошь в венцах из перьев, но при этом ошибочно называют эти венцы роучами. Возможно когда-нибудь роучем будут называть вообще любой традиционный головной убор индейцев.

Виды роуча сегодня

Итак, сегодня под роучем понимается и собственно роуч, и военный капор. Какие они бывают и из чего их делают?

Распорка роуча. Сиу, нач. XIX в.

Простейшим роучем мог быть хвост оленя или кусок шкуры с длинной остевой шерстью. Однако потребность в более пышных «прическах» привела к появлению сложных роучей, где стоящая дыбом щетина закреплялась на основе, укладывалась вокруг макушки или располагалась рядами. Также были придуманы специальные костяные распорки, благодаря которым объем гребня еще больше увеличивался.

Распорки могли быть не только из кости, но и из рога оленя, дерева, кожи, металла или других материалов. Зачастую к ним приделывались трубочки, в которые закрепляли перья. Также роуч можно было украсить ракушками, бусинами или другими украшениями. Роуч предпочитали носить индейцы пауни, могавки, могикане, осейджи, пекоты, фоксы, гуроны и сауки. Его носили как воины, так и танцоры.

Роучи по рисункам Карла Бодмера, пер. пол. XIX в.

Известно несколько типов военных капоров из перьев:

  • прямые военные капоры – высокие, узкие и с торчащими вверх перьями. Они считаются самыми архаичными;
  • Halo Warbonnets – перья окружали лицо владельца;
  • вытянутые капоры – ряды перьев спускались с головы вдоль спины владельца. Такие носили кри, сиу, шайенны и черноногие Вороньих равнин.

Материалы для военного капора еще более разнообразны, чем для собственно роуча. Это объясняется широким распространением моды на него, особенно в XIX веке, среди большинства индейских племен Северной Америки. Соответственно, из традиции изготовление капоров превратилось в элемент кустарной индустрии, когда творчество мастеров почти ничего не ограничивало.

Военная шапка с орлиными перьями, шайенны, XIX век

Главным и наиболее дорогим элементом венца, разумеется, были перья. Особенностью орла-беркута, перья с которого ценились более всего, является изменение цвета хвостовых перьев трижды за время жизни. Самыми ценными были белые с черными кончиками – от молодых беркутов. Проблема была в том, что перьев в хвосте было не так много, и убийство птицы на своей территории было равносильно уничтожению собственных инвестиций.

Поэтому индейцы прокрадывались к гнезду, и в отсутствии родителей выщипывали перья у молодых птиц. Такую процедуру можно было проводить до пяти раз, не нанося птице серьезного ущерба. Сама добыча таких перьев требовала немалого мужества и ловкости, что само по себе могло рассматриваться как достойный воина подвиг.

Вождь апачей Форель Тафойя в уборе типичном для апачей. 1904 г.

Пятнистые перья беркута среднего возраста добыть на гнезде было уже нельзя. Но можно было подобрать, как и полностью черные или коричневые – от старых орлов. Разумеется, убийство беркута тоже было нередким, что поставило этих птиц на грань уничтожения в XX веке.

Кроме перьев орла в ход шли любые подходящие материалы. Если поначалу основа делалась из кожи, то позже стали использоваться разные ткани, тульи фетровых шляп, куски солдатских одеял, выменянных у белых. Использовалась различная шерсть, пух, шкурки горностая или иной мех, иглы и шерсть дикобраза, маленькие зеркала и т.п., а для подвесок – даже стреляные латунные гильзы.

Головной убор равнин. 1875 г.

Из всего многообразия вариантов роуча в XX веке побеждают наиболее пышные варианты венцов с перьями вверх и назад, снабженными двумя шлейфами. Именно такие капоры становятся стереотипными.

Рынок индейских головных уборов

Популярность индейских головных уборов привела к появлению целой рыночной ниши по их изготовлению и сбыту. Кроме товаров собственно индейских кустарных мастерских можно найти предложения и от других предприимчивых товарищей на всех континентах (кроме Антарктиды).

В частности, в активном производстве поделок под индейцев задействованы производители России, Таиланда, Китая и Бали. На Али-Экспресс можно купить несколько вариантов «настоящего индейского роуча». Однако из настоящего в них только концепция.

Роуч с перьями павлина из Индии (Али-экспресс)

Сегодня охота на беркута, а также торговля его перьями запрещены по всему миру. Какое-то количество птиц в США могут добывать только коренные американцы для собственных нужд. Таким образом, купить венец из настоящих перьев орла сейчас практически нереально. Продавцы активно используют перья других, в основном, домашних птиц. Можно встретить роучи с перьями индюка, петуха и даже страуса.

Многие производители используют перья местных птиц, которые окрашивают. Также в ход идут искусственные перья и другие материалы. Несмотря на обилие низкокачественных поделок, роучи пользуются большой популярностью в качестве аксессуаров для праздников, спортивных мероприятий и фотосессий.

Роуч для фотосессии

Сегодня в США индейцы ведут борьбу против подобного использования роуча. Военный капор остается для многих племен священным предметом и племенным атрибутом. Многие коренные американцы хотели бы, чтобы роуч оставался чисто индейским головным убором.

Однако представляется, что эта борьба за национальную атрибутику изначально обречена на провал, так как популярность означает внимание и всегда коммерциализируется. Отсутствие же популярности приводит к забвению. Пока люди готовы приобретать военные капоры и играть в индейцев, у коренных американцев есть возможность популяризировать свою культуру и продавать хоть немного аутентичные роучи ручной работы в пику китайским массовым производителям.