Говоря простыми словами, финифть – это роспись стекловидными эмалевыми красками по металлической подложке с последующим обжигом изделия в печи. Именно обжиг придает рисунку глянец и гладкость поверхности, как бы объединяя краски в одном слое. Яркое, прочное и стойкое к агрессивному внешнему воздействию изделие внешне напоминает роспись по фарфору, но намного долговечнее. Нужный цвет эмалевое покрытие приобретает после многократного обжига, причем краски разного цвета наносятся слоями. Эта кропотливая процедура с нагревом в печи до 700-750° производится от 3 до 7 раз, поэтому изготовление небольшой цветной миниатюры может занимать несколько суток. Сам термин «эмаль» происходит от латинского «smaltum» - «расплавленный».
Миниатюры из финифти на религиозную тематику
Портретная финифть
Финифть на циферблате наручных часов
Цвет эмалевой краски определяют добавки металлов: золото придает стекловидной массе красный цвет, кобальт – синий, медь – зеленый. Яркость цветовой палитры рисунка можно приглушить или усилить при помощи добавок, что позволяет создавать настоящую миниатюрную живопись с полутонами и оттенками.
Технология изготовления финифти состоит из нескольких этапов. Сначала мастер готовит основу из металла – это может быть медь, бронза, латунь, серебро или золото. Металлической заготовке придается форма круга, овала, квадрата или прямоугольника в зависимости от предназначения будущей миниатюры или ювелирного украшения. Затем заготовка с двух сторон покрывается слоем белой стеклянной эмали. Это нужно для того, чтобы пластина не деформировалась при обжиге. После ее высыхания начинается нанесение рисунка, которое чередуют с обжигом цветных слоев. Перед тем, как в очередной раз поместить заготовку в печь, мастер дорабатывает изображение и при необходимости шлифует поверхность, после чего наносит следующий слой эмали другого цвета.
История финифти как декоративно-прикладного искусства насчитывает несколько тысячелетий – этот способ получения стойких эмалей был побочным продуктом при плавке стекла. Считается, что на Руси финифть была известна с X века, а само «огненное письмо» пришло из Византии. Впервые упоминание о финифти зафиксировано в Ипатьевской летописи – хронике 1174-1175 гг. В ней говорится, что церковь Рождества Богородицы, построенная по Великому Указу князя Суздальского Андрея Боголюбского, была украшена «золотом, эмалью и всеми видами добродели». В то время многие считали, что эмалевые миниатюры делают из расплавленных драгоценных камней.
Освоив финифть, русские ювелиры стали украшать ею прежде всего иконы, церковную утварь, царские венцы и короны, оклады божественных книг. Начиная с XVII века, финифть использовалась для оформления шкатулок, чернильниц, циферблатов часов, табакерок, ручных зеркал. В этой технике делались портретные миниатюры, иконки, перстни и серьги.
Иконки из финифти
Финифть на императорских коронах и шкатулке
Ювелирные украшения с финифтью
Плавные, спокойные, тонкие линии замысловатых узоров создавали ощущение гармонии и делали ювелирные украшения из финифти незабываемыми. Кропотливая технология русской финифти требовала мастерства. Так как исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. Кроме того, пигменты в печи меняли цвет, и ошибка с температурой или временем обжига изделия приводила к его непоправимой порче.
Готовую финифть обычно вставляют в оправу из серебра или другого металла, часто используя филигрань – тонкий кружевной узор из проволоки. Крупные изделия с финифтью достаточно хрупкие и нуждаются в бережном обращении, а небольшие предметы довольно прочные и противостоят ударным воздействиям. Так как драгоценные камни могут поцарапать эмалевый слой, финифть следует хранить отдельно от других украшений.
Википедия сообщает, что термин «финифть» происходит от греческого глагола «смешивать», а сама техника использует смесь из ювелирной эмали и огнеупорных красок. В Древней Руси украшения из эмали считались одними из самых дорогих и красивых. Исторически в России сложились 2 школы росписи финифтью. Более старая, Вологодская, или Усольская, возникла в XVII в. в г. Усолье (ныне Сольвычегодск Архангельской обл.). Позже образовалась Ростовская школа росписи, центром которой в XVIII в. стал Спасо-Яковлевский монастырь, расположенный в г. Ростове Великом Ярославской области.
Вологодские мастера изначально изображали растительные мотивы, преимущественно тюльпаны, нанесенные на медную основу. В мифологических сюжетах ювелиров встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: птица Сирин, лебеди, олени. Однако к началу XVIII в. технология многокрасочной росписи была утрачена, и в Вологде занялись одноцветной финифтью – белой, синей и зелёной. Школа вологодских художников, пишущих одноцветной и многоцветной росписью, существует до сих пор.
В 1632 г. французский ювелир Жан Тутен изобрел прозрачные огнеупорные краски, которые наносились на эмалевую основу и закреплялись с помощью обжига. Французскую технологию росписи переняли мастера Московской царской Оружейной палаты, которые научились работать с эмалями еще в XV в. Сначала они использовали финифть для росписи церковной утвари, которая попала к священнослужителям Ростова Великого. Так промысел перекочевал из Москвы в Ростовские монастыри: мастера стали расписывать финифтью иконки для паломников. Прочная закаленная эмаль не портилась от солнца и пыли, выглядела ярко и аккуратно, и маленькие образки с ликами святых расходились из Ростова по всей Руси.
Современная усольская финифть
Усольская финифть XVIII в.
Шкатулка фабрики «Ростовская финифть»
Со временем местные мастера стали получать заказы на изготовление ювелирных изделий и предметов быта, украшенных финифтью: бонбоньерок, ароматниц, медальонов, шкатулок, табакерок и портсигаров. В Ростов начали съезжаться художники, пожелавшие освоить новое широко востребованное живописное ремесло. В середине 1850-х гг. Спасо-Яковлевский монастырь посетила императрица Екатерина II. С собой в столицу она увезла финифтевый образок с изображением святого Димитрия Ростовского, изготовленный ростовскими мастерами. В XIX в. ростовские изделия из финифти ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.
В 1911 г. в Ростове открыли школу-мастерскую, где преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга обучали местных ювелиров и мастеров финифти технике миниатюрной портретной, орнаментальной и пейзажной живописи. После 1917 г. ростовские мастера стали выпускать украшения из серебра с финифтью: медальоны с портретами любимых, перстни с изображением русских городов, украшенные шкатулки для рукоделия, папиросницы, наперстки. В ранние годы Советской власти основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом. Вместо образков и икон мастера делали из финифти портреты Ленина и Сталина. Позже мастера стали объединяться в артели, занимавшиеся выделкой брошей и росписью шкатулок. В 1960-е гг. появились финифти с изображением первого космонавта – Юрия Гагарина.
В 1960 г. крупнейшая артель мастеров эмалевой миниатюры была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», которая на сегодня является единственным предприятием такого профиля в России. Ассортимент выпускаемых изделий насчитывает свыше 400 наименований. Это ювелирные украшения, шкатулочки, зеркала, коробочки, визитницы, миниатюрные портреты и панно.
Шкатулка с финифтью Ростовских мастеров
Наперсток из филиграни с финифтью 1990-х гг.
Кулон-подвеска фабрики «Ростовская финифть»
Каждая работа является уникальной, поскольку расписывается вручную. Богатая красочная гамма миниатюр в сочетании с тонкой филигранью из посеребренной меди и серебра является хорошо узнаваемой чертой советской и современной ростовской финифти. Считается, что финифть – очень эмоциональный вид прикладного искусства, передающий настроение мастера. Уникальная бижутерия ростовских мастеров считается лучшей в России, не имеет аналогов в мире и пользуется постоянной популярностью. Лучшие образцы творчества мастеров финифти имеются в частных коллекциях, их экспонируют на выставках и в музеях.