Шекма-Гжель — торговая марка Шевлягинского завода специальной керамики, который находился в поселке Шевлягино Московской области. На предприятии изготавливали фарфор с гжельской росписью — ярким голубым орнаментом на белом фоне.

История

Местность, где располагается поселок Шевлягино, стала превращаться в центр керамической промышленности еще в 17 веке. Здесь обнаружили огромные запасы белой глины. Из нее делали аптекарскую посуду, печные изразцы, фарфоровую посуду высочайшего качества. Район получил название «Гжельский куст» и включал около 30 деревень.

Шкатулка «Рыба»

В деревне Шевлягино не было производства тонкостенной керамики до первой половины 20 века. В начале 1930-х годов в Шевлягино организовали промысловую артель «Путь Ленина», где изготавливали фарфор с подглазурной кобальтовой росписью. Артель развивалась и со временем превратилась в Шевлягинский завод специальной керамики.

Пасхальница

Любители фарфора указывают, что художественное фарфоровое производство с традиционной гжельской росписью здесь началось только с 1989 года. С этого времени завод плодотворно сотрудничал с мастерами «Гжельского куста» (Е. Гольдберг, А. Гриньков, С. Исаев, А. Рогов, а также B.C. и Н.Т. Бидак). В середине 1990-х гг. ему присвоили статус «Российского народного промысла». Здесь изготавливали посуду, часы, осветительные приборы, вазы, сувенирную продукцию, выполняли изделия по эскизам заказчиков.

Статуэтка «Петушок»

Государственное унитарное предприятие Московской области «Шевлягинский завод специальной керамики» (было известно также, как ГУП МО «Шекма») ликвидировано 28 апреля 2010 года. О каких-то планах возрождения промысла пока ничего неизвестно.

Процесс производства

Гжельский фарфор изготавливают из каолина — вязкой и огнеупорной глины. В специальной мельнице глину смешивают с водой и пегматитом (горной породой). Фарфоровую массу проверяют на плотность, по консистенции она напоминает густое тесто для блинов. Затем из смеси удаляют лишнюю влагу, делают из нее полуфабрикаты в виде мягких кругов. Перед изготовлением новой партии посуды заготовки ломают и смешивают с водой.

Масленка с крышкой (1998 г.)

Тиражировать посуду помогают разъемные гипсовые формы. Гипсовые части скрепляют между собой при помощи жгута, заливают в них жидкую фарфоровую массу. Через некоторое время та часть шликера, которая соприкасается со стенками формы, твердеет, а оставшуюся смесь сливают. Когда заготовка застывает, форму разбирают.

Салатники

Следующий этап — визуальный контроль. Заготовки с малейшими вмятинами отправляются в брак (на переработку). Выпуклые неровности на изделии не считаются браком, их можно убрать вручную с помощью ножа. Влажной губкой сглаживают мелкие шероховатости.

Чайница

Далее заготовку проверяют на наличие трещин — смазывают поверхность керосином, затем погружают изделие в фуксин. Трещины выглядят как линии, проведенные красным карандашом, поверхность приобретает розовый цвет. После всех проверок мастер ставит фирменную печать.

Сувенирный набор: солонка, перечница, соусник на подставке

На производстве заготовки расписывают оксидом кобальта — черным цветом по розовому. Узор переносят на изделия через трафарет и раскрашивают кистью. Каждое изделие требует кропотливой работы и авторского подхода.

Штоф с рюмками

Расписанную посуду окунают в жидкую глазурь. Под действием высокой температуры она станет прозрачной и подчеркнет яркость узора. Заготовки отправляют в печь, разогретую до 1350 градусов. Там черно-розовое станет сине-белым. Глазурь плавится, превращается в блестящее покрытие. Благодаря ей гжельская роспись никогда не выцветает.

Клейма «Шекма-Гжель»

* * *

Обязательные элементы зарегистрированного клейма – указание наименования в две строки (на кириллице или латинице), обрамлённое дугами сверху и снизу, а с боков – стилизованными листьями. Срок действия клейма с 15 января 1993 года по 15 января 2013 года.

Примеры клейма на предмете

Несмотря на то, что в зарегистрированной версии вторая строка выполнена в виде «-ГЖЕЛЬ», на реальном клейме символ «-» чаще всего отсутствует.

Статуэтка «Козлёнок» и клеймо на ней

Клеймо может входить на предмет не целиком, однако остаётся узнаваемым даже выполненное фрагментарно.

Авторские подписи

Иногда вместе с клеймом встречаются и подписи автора формы и исполнителя художественного оформления.

* * *

А это незарегистрированный вариант клейма «Шекма-Гжель», который отыскали любители российского фарфора.