Как объясняют свою миссию сами мастера студии, ценность авторского оружия не в богатой инкрустации его драгоценными каменьями и благородными металлами, а в том, что эти материалы становятся основой произведения оружейного искусства, несущего идеи и замысел создателя сабли, кинжала или охотничьего ножа. По словам директора студии, их клиенты – это охотники, желающие сделать дорогие подарки, а также коллекционеры, любители оружия и искусства. Но предметы Мастерской-студии «Межов» теперь не только украшают частные коллекции. Ряд из них уже дополняет экспозиции известных музеев, чтобы красоту и мощь созданного там художественного оружия оценили и наши современники, и будущие поколения.

Тычковый нож на подставке «Медвежий клык»

История бренда

Если вспоминать события 2002 года, когда Сергей Николаевич Межов основал в Санкт-Петербурге художественную мастерскую, то из его окружения в успех предприятия никто не верил. Но Межов, поймав кураж, начал искать талантливых оружейников и художников с необычным взглядом на мир, чтобы объединить их усилия. И всё же требовалась неординарная личность, которая заложила бы творческий фундамент студии. Такой личностью выступил талантливый художник-оружейник Анатолий Леонидович Богачёв. Родившись в Златоусте, Богачёв наработал солидный опыт в создании оружия и его красочном оформлении. Именно он предложил те решения, с которыми компания вышла на рынок. Об этот говорит и тот факт, что изначально студия именовалась «Богачёв», и только потом её переименовали в «Межов». Другой значимой фигурой на тот период стал профессиональный художник-кузнец и знаток секретов различных металлов Юрий Хачатурович Саркисян. Ранние работы студии показаны в выпущенном ей же альбоме «Символ доблести и чести (коллекционное художественное оружие)».

Нож на подставке «Прикосновение огня»

И всё же упор был сделан не на конкретные фигуры, а на полноценный творческий коллектив. Поэтому Межов привлёк в студию заинтересовавших его выпускников Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (знаменитое училище имени В.И. Мухиной). Среди них оказался и Максим Нестеров, защитивший диплом на кафедре художественной обработки металла. Теперь это главный художник студии, а в его активе множество прекрасных работ. Другим основным художником студии на момент обзора является Александр Дубровин, обучавшийся в этой же академии. В творческом коллективе успели поработать Владимир Наумов, Юрий Тюпин, Алексей Горелов, Александр Иванов и Антон Ткаченко. Красивые узорчатые клинки для оружия одно время выковывал Владимир Демидов.

Кинжал «Малая готика»

Студия отметилась знаковыми предметами. Например, когда митрополит Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира отмечал 80-летие, ему вручили богослужебный жезл, а для Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь изготовили посох и несколько панагий. Меч «Владеющий миром» отправился из Санкт-Петербурга Президенту России Владимиру Путину, а именную шашку преподнесли главе Южной Осетии Эдуарду Кокойты. В настоящее время студия продолжает сотрудничать с ведущими художниками-оружейниками России.

Максим Нестеров за витриной выставочного стенда

Практически сразу после появления студия сделала упор на российские выставки высшего уровня. Дважды изделия студии экспонировались в Музеях Московского Кремля, а в родном для неё городе она принимала участие в проекте «Шедевры и раритеты клинкового оружия». Изначально студия резервировала стенд на четырёх и даже шести выставках ежегодно. Среди них были «Клинок» и «Арсенал». Но постепенно участие сократилось до единственной выставки «Оружие и охота», а затем – до ORЁLEXPO. По словам директора студии, именно туда отправляются большинство их потенциальных клиентов. Помимо офиса в Санкт-Петербурге мастерская-студия «Межов» открыла собственный выставочный зал в Москве. Шедевры студии печатаются в издаваемых ей художественных альбомах, где приведены и комментарии авторитетных оружейных специалистов, работающих в главных музеях страны. Кроме оружия «Межов» производит ювелирные изделия, предметы религиозного культа, а также камнерезную скульптуру и мелкую пластику.

Примеры ножей студии «Межов»

Нож «Охотник»

Показанный выше нож создан Максимом Нестеровым на основе серийного ножа «Невский» общей длиной 250-280 мм. Клинок – это сложный мозаичный дамаск авторства Владимира Демидова, закалённый до твёрдости 56-58 HRC. Несмотря на подарочный или кабинетный дизайн, «Охотник» очень эффективен при рубке или резке, так как заточка проведена от самого обуха, поэтому позиционируется не просто охотничьим, а ещё шкуросъёмным и разделочным ножом. Арочное рикассо (незаточенный отрезок лезвия ножа, расположенный чуть выше гарды или рукояти) увеличивает число возможных хватов. В отделке применено латунное художественное литьё с серебрением. Монтаж клинка сквозной, а гайку скрывает литой наконечник с древнеславянским растительным узором. Рукоять выполнена из палисандра, поэтому устойчива к влаге и резкой смене температуры.

Кинжал «Махаут»

Как заявляет автор этого высокохудожественного предмета Максим Нестеров, оформление созданного им кинжала выстроено на игре фактур, форм и цветов. Кому-то кинжал напомнит кадры из индийских фильмов. И не зря, ведь особенности дизайна отсылают к вершинам оружейного и ювелирного мастерства Востока и Южной Азии прошлых эпох. Связь с Индией прослеживается и в форме клинка, схожей с бивнем слона. Впрочем, самих слонов мы найдём на крестовине, в форму которой вписаны две головы этих добродушных великанов. А вот рукоять вырезана не из слоновьей кости, как можно было подумать, а из бивня мамонта.

Кабинетная композиция «Нострадамус»

Авторские композиции – это уже не отдельный предмет, а набор, ярко выражающий заложенную идею. Над композицией «Нострадамус» трудилась целая плеяда студии «Межов». Сама идея показать взгляд личности, пронзающий тайны скрытого будущего, предложена Е. Сорокиным. Превратил клинок из стали Х12МФ в мрачную картину А. Корешков, используя травление. В оформлении использовано африканское чёрное дерево, резьбу по которому осуществили Л. Орешкин и Е. Сорокин. Также применена техника эмали и художественное литьё. Раскрывать тайный смысл композиции надо с острия клинка, направленного на стилизованное изображение Солнечной системы и Зодиакальные знаки, так как именно они являются основой для составления астрологических прогнозов. Дальнейшая расшифровка потребует знания алхимии, так как именно алхимические символы щедро разбросаны по композиции.

Нож «Роза пустыни»

В этом ноже Роман Калоты решил образно представить легенду о влюблённых, чьи души обернулись цветами. Внешний вид предмета должен дарить ощущение от сказаний «Тысячи и одной ночи», богатство которых подчёркивают драгоценные камни и слоновая кость с благородным золотом, а изогнутая форма клинка отсылает нас к оружейным мастерам Востока. Дамасскую сталь выковал Владимир Демидов, а оформление ножа выполнил Александр Дубровин. Знатоки арабского языка прочтут послание: «Да будет мир твоим другом по желанию небес» и «Да будет творец мира твоим покровителем». А навершие рукояти содержит просьбу: «О, Аллах, вразуми меня!»

Клеймо Мастерской-студии «Межов»

* * *

Выше показаны логотипы Мастерской-студии «Межов» и её предшественницы «Богачёв». Но предметы, вышедшие из студии, прежде всего, примечательны участием того или иного мастера. Поэтому ниже мы приведём клейма некоторых ведущих мастеров, участвовавших в работе коллектива.

Клейма ведущих мастеров
Клеймо Владимира Демидова (слева) и Мастерской-студии «Межов» (справа)