Императорский фарфоровый завод был основан во времена правления императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Организовать фарфоровое производство в России поручили молодому и талантливому ученому Дмитрию Ивановичу Виноградову. Именно ему благодаря долгим поискам удалось открыть состав фарфоровой массы. А позднее он сконструировал для обжига большую печь, с ее помощью появилась возможность выпускать многопредметные обеденные сервизы. Именно тогда появился первый российский парадный сервиз с лиловыми венчиками цветов — «Собственный сервиз» императрицы Елизаветы.

Чашка с крышкой и блюдцем «Кобальтовая сетка», форма «Подарочная», фарфор, деколь, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.Чашка с крышкой и блюдцем «Кобальтовая сетка», форма «Подарочная», фарфор, деколь, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.

История Императорского фарфорового завода

В 1765 году императрица Екатерина II изменила статус Невской порцелиновой мануфактуры и определила ей новое название — Императорский фарфоровый завод. В те годы фарфоровый завод выпускал преимущественно чайную посуду. Его изделия предназначались исключительно для царского двора и придворной знати. Сохранились отдельные предметы сервиза князя Долгорукого, украшенные фамильными гербами, и туалетный прибор Григория Орлова.

В 60-70 годы XVIII века на предприятии производится много столовой и чайной посуды. Форма изделий чрезвычайно разнообразна, но в контурах преобладает мягкая округлая линия, на тарелках и блюдах — тиснённый узор, ажурная прорезь или волнистый край. Чашкам придавалась форма розана. В качестве мотива в росписи использовались прерывистые гирлянды. Самыми популярными в цветочной росписи были тюльпан, алый мак и крупная роза.

Тарелка из ограниченной серии «Зимняя Москва», фарфор, деколь, автор росписи М. Ленн, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2012-2020 гг.Тарелка из ограниченной серии «Зимняя Москва», фарфор, деколь, автор росписи М. Ленн, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2012-2020 гг.

Во второй половине XVIII века начинается изготовление декоративных ваз. Они выпускались преимущественно яйцевидной и полу-яйцевидной формы. Как правило эти изделия украшались барельефами, лепными гирляндами и отдельными фигурками. В начале XIX века Императорский завод, которому принадлежала ведущая роль в российском производстве фарфора, частично перестраивался. Утверждение в русском искусстве классицизма сказалось и на изделиях из фарфора. Подъем национального самосознания, связанный с Отечественной войной 1812 года, вызвал повышенный интерес к русской истории и простому народу, защищавшему Отечество. В тематике росписей и фарфоровой пластики тема Отечественной войны проявилась достаточно ярко. В середине XIX века Императорский фарфоровый завод славился изготовлением больших парадных сервизов, среди них был «Гурьевский», сделанный по приказу управляющего канцелярии императора. Чрезвычайно распространенными для росписи фарфора в те годы были сцены, знакомящие с нехитрыми развлечениями и празднествами крестьян: пляски, свадебное веселье.

Скульптура «Лягушка», фарфор, роспись, скульптор М.Ю. Никольская, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2015-2020 гг.Скульптура «Лягушка», фарфор, роспись, скульптор М.Ю. Никольская, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2015-2020 гг.

В XIX веке история Императорского фарфорового завода связана с деятельностью скульптора С. Пименова, профессора Академии художеств. По его моделям были исполнены «Девушка с коромыслом на плечах», «Парень-водонос» с ведрами в руках и другие этнографические скульптуры. Во второй половине XIX века на предметах из фарфора использовали лепку. Распространенными украшениями были цветы и ярко алые кораллы. Императорский фарфоровый завод в эти годы выпустил несколько своих знаменитых сервизов: «Готический», «Русский», «Кремлевский». Эти и другие изделия предприятия украшали блистательные интерьеры дворцов дома Романовых, вызывая всеобщее восхищение мастерством своего исполнения. В это же время широкое распространение получила живопись по фарфору. С годами уровень технологии производства фарфора повышался и на предприятии стали изготавливать предметы все более высокого качества, при этом значительно расширился и ассортимент, благодаря отличной формовке и освоению искусства обжига.

Новые мастера, появившиеся после переоснащения производства в 1901 году, повлияли на выпускаемую продукцию: преимущественно стали изготавливать вещи в модном для того времени стиле модерн. С 1907 года завод начал выпускать фарфоровую скульптуру из серии «Народности России».

Чайная пара «Зимний вечер», фарфор, деколь с ручной доработкой, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.Чайная пара «Зимний вечер», фарфор, деколь с ручной доработкой, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.

Императорский фарфоровый завод при советской власти и после неё

В советский период Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (ЛФЗ) обогатил мировое искусство агитационным и авангардным фарфором. Позже здесь же был создан новый стиль советского фарфора, основанный на богатом наследии старых мастеров.

В 2005 году заводу возвращают его историческое название — Императорский фарфоровый завод. И под этим брендом возрождаются традиции создания элитарного фарфора для украшения интерьера и праздничного стола. Современные художники, скульпторы и живописцы восстанавливают знаменитые произведения XVIII-ХХ веков из заводского музея фарфора, что стал частью коллекции Государственного Эрмитажа, а также создают свои собственные уникальные произведения искусства.

Пара чайная «Золотая лента» (форма «Нега»), фарфор, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.Пара чайная «Золотая лента» (форма «Нега»), фарфор, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Россия, 2006-2020 гг.

Богатая культура Петербурга находит отражение в работах Т. Афанасьевой. Г. Шуляк возвращает в фарфор простоту и выразительность геометрического орнамента. И. Олевская создает монументальные фарфоровые композиции, для которых характерен контраст цветов и смешение реального и фантазийного. Тема России отражается в работах Н. Петровой. Она же создает сервизы для торжественных приемов в резиденции президента. Современные художники, следуя вековым традициям и безупречному художественному вкусу, качественно обогатили искусство фарфора новыми формами, рисунками и смелыми образами.

Клейма Императорского фарфорового завода

Клейма ИФЗ с середины 1760-х гг. до 1796 г.
Клейма ИФЗ (1796-1801 гг.)
Клейма ИФЗ (до 1801 г.)
Клейма ИФЗ (1801-1825 гг.)
Клейма ИФЗ (до 1832 г.)
Клейма ИФЗ (с 1848 г. до второй половины 1850-х гг.)
Клейма ИФЗ (1855-1883 гг.)
Клейма ИФЗ (1855-1894 гг.)
Клейма ИФЗ (1894-1917 гг.)
Клейма ИФЗ 1917 года
Клейма ЛФЗ (1917-1935 гг.)
Клейма ЛФЗ (1936-1949 гг.)
Клейма ЛФЗ (1950-1969 гг.)
Клейма ЛФЗ (1970-2012 гг.)
Современное клеймо ИФЗ