Большинству хорошо известно, что название «Будапешт» получилось из соединения Буды и Пешта в один город. Но не все знают, что на самом деле городов было три – Пешт, Буда и Обуда. После соединения Обуда стала самым древним районом венгерской столицы, имеющим богатое историческое прошлое. На территории Обуды когда-то располагался Аквинк (Аквинкум) – древнее римское поселение. В социалистический период Венгрии фарфоровую фабрику в Обуде назвали «Aquincum» в честь древнего прародителя Будапешта.

Набор «Белоснежка и семь гномов» (автор Ősz Szabó Antónia)

«Доисторический» период Aquincum

Но фабрика появилась не на пустом месте, а представляла собой национализированное предприятие, успевшее зарекомендовать себя на рынке. Начало ему положил фарфоровый бизнес Тивадара Хюттля (Hüttl Tivadar), родившегося в 1841 году в городке Эльбоген (ныне Локет в Чешской Республике). Из Эльбогена семья перебралась в Пешт, где в 1854 году открыла магазин по продаже фарфора (именно эту дату в 1969 году отмечали, как 125-летие Aquincum). Магазин служил также складом и представительством фарфоровой фабрики братьев Хельдинглер, работавшей в Эльбогене.

Пример изделий Хюттля (в том числе с серебряной отделкой и розовой глазурью)

Расположенный в престижном месте города магазин не оставался без внимания богатой публики. Это позволило наладить контакты со многими мануфактурами, которые поставляли Хюттлам товар. Кроме посуды хорошо расходилась сантехника, малая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Тивадар Хюттль – не просто торговец. Он быстро становится важной фигурой в местном обществе, какое-то время даже возглавляя Будапештскую торгово-промышленную палату. Однако много внимания он отводит работе с фарфором. Одним из направлений стала художественная мастерская, где велись работы по росписи немецкого и чешского фарфора. Вторым – эксперименты над материалом для оформления. Например, в 1900 году он получил патент на вещество серебристого цвета, пригодное для росписи (до этого фарфор декорировали, в основном, золотом, хотя некоторые мануфактуры использовали медные цвета). Хюттлу также удалось получить простую в производстве розовую глазурь (в распоряжении фарфористов того времени имелись только синий, коричневый и зелёный цвета, а красный мануфактуры использовали редко, так как эта глазурь обходилась очень дорого).

Пример росписи на сервизе для королевского дворца (Hüttl Tivadar)

Первая фарфоровая фабрика Хюттля появилась в 1903 году на улице Яс (район Ангьяльфёльд). Хюттлю крайне повезло с тем, что королевский дворец в Буде начал масштабные закупки фарфора, а прежний поставщик – фабрика Herend – переживала сложный переходный период. Хюттль берётся сделать заказ и в 1904 году представляет во дворец предметы, ничуть не уступающие Херенду, за что впоследствии получает статус «поставщика императорского и королевского дворов». Был повторён даже сложный узор Херенда и выполнены все пожелания императора (в частности, золотые лавровые листья). Успех позволил Хюттлю открыть в 1906 году более масштабную мануфактуру в Обуде, выкупив корпуса бывшего порохового завода. Кроме малых серий высококачественной посуды он выполняет различные частные заказы. Самым красивым фарфором Хюттла считается посуда, выполненная для королевского дворца в Буде, однако не менее совершенны наборы, которые поставлялись в посольства Австро-Венгрии.

Статуэтка «Маленькая модница» (фабрика Aquincum)Статуэтка «Маленькая модница» (фабрика Aquincum)

4 апреля 1910 года Тивадар Хюттль покинул наш мир, но примерно за год до этого он заключил партнёрское соглашение с сыном его брата и мужем своей дочери Маргит. Таким образом делами на фабрике начинает заправлять Фригьес Хюттль. По соглашению прямое участие в делах должна была принимать и вдова Тивадара Хюттля, однако Фригьес Хюттль вскоре становится единоличным владельцем фабрики. В 1925 году Маргит умирает, и вдова Тивадара Хюттля начинает судебную тяжбу, в результате которой в 1927 году получает фабрику обратно. Управляющим становится её сын Артур.

Фарфоровая фабрика Aquincum

Статуэтка пастуха, одежда которого украшена народными растительными узорами

Артур Хюттль управлял фабрикой до 1951 года, когда новое коммунистическое правительство решило национализировать предприятие, переименовав его в Aquincum Porcelángyár. Решив, что масштабное производство посуды затевать в столице не с руки, новая власть превращает мануфактуру в предприятие по выпуску серийного декоративного фарфора, получившего статус художественно-ремесленного. Если для жителей других стран статуэтки данного периода кажутся милой экзотикой, то для старшего поколения Венгрии это ворох воспоминаний, связанный с радостными событиями жизни. Ведь такие фигурки можно было повстречать почти в любой городской венгерской квартире.

Статуэтка «Девочка одевается» (фабрика Aquincum)Статуэтка «Девочка одевается» (фабрика Aquincum)

Главенствующая роль в формировании стиля Aquincum – творческая энергия такой личности, как Антония Сабо (Ősz Szabó Antónia), чьи первые шаги прошли на фабриках Kőbánya Porcelángyár и Hollohaza. А с 1966 по 1993 год это главный дизайнер Aquincum. В активе, в основном, небольшие скульптуры и украшения, но именно они и стали одним из символов эпохи венгерского социализма.

Статуэтка «Золушка» (техника Aquazur, автор Ősz Szabó Antónia)

«Аквазурь» («Aquazur») – ещё одно изобретение Ősz Szabó Antónia. Это технология, когда вместо традиционной надглазурной росписи на фигурки краситель с металлической солью наносится под глазурь. Цвет этого состава проявляется только при обжиге, а оттенок зависит от концентрации красителя. Поэтому у каждой фигурки в общей партии получается свой неповторимый оттенок.

Художественная мастерская фабрики Aquincum (1970 г.)

После эпохи социализма началась приватизация. Фабрика Aquincum, переживавшая тогда быстрый упадок, в 1993 году тоже оказалась в частных руках. Однако, получив хорошие активы, новые владельцы так и не сумели начать выпуск качественного фарфора. Фабричные корпуса уцелели и до наших дней, но фарфор в них уже не производят.

Статуэтка «Девушка с гитарой» (фабрика Aquincum)Статуэтка «Девушка с гитарой» (фабрика Aquincum)

Клейма фарфора Aquincum и Huttl Tivadar

Декоративные клейма на английском фарфоре магазина Хюттлей на улице Дороття

На фарфоре Huttl имеется около двух десятков различных марок. При этом надо помнить, что долгое время бизнес Хюттлей был связан с продажей чужого фарфора. Поэтому имеются специальные клейма, которые проставляли на фарфор Чехии, Германии и Англии (некоторые изделия при этом получали роспись от Хюттля).

Пример клейм фабрики Huttl Tivadar

Самым ранним клеймом считается указание «Theodor Hüttl», выполненное наклонным шрифтом на немецкий манер. Клеймо «Цепной мост» зарегистрировано в 1899 году. Клеймо типа «HÜTTL BUDAPEST», выполненное подглазурной зелёной краской, ставили с 1907 по 1927 год. После 1927 года центральным элементом клейма стала монограмма из букв «T» и «H», которую по дуге обрамляют указания «HÜTTL TIVADAR» (сверху) и «BUDAPEST» (снизу).

Пример клейма Aquincum

После национализации клеймом становится орёл, сидящий на прямоугольном параллелепипеде с указанием «AQUINCUM». Над орлом название города – «BUDAPEST». Это клеймо сохранилось до остановки завода.

Пример двойного клейма Aquincum и Hüttl Tivadar