Довбышский фарфор славится высоким качеством и самобытным декором. Заварники, кофейники, чашки, блюда, сахарницы не только красивы, но и удобны в быту. Они изготовлены из превосходной белой глины, которую добывают на Волыни, отлично сохраняют тепло любимой еды и напитков, безопасны для здоровья.

Набор из чайника и сахарницы с декором в горошек, фарфор, крытье, золочение, 1957-1970 гг.Набор из чайника и сахарницы с декором в горошек, фарфор, крытье, золочение, 1957-1970 гг.

История

Завод основал помещик Пшебельский в 1823 году в Курненской волости. В этих местах открыли крупнейшее в Украине месторождение каолиновой глины. Мастеров приглашали из Европы. В 1840 году новым хозяином предприятия стал фабрикант Ильинский. Он владел местами добычи местной белой глины и топлива. Благодаря доступному сырью, дешевой рабочей силе завод стал приносить немалую прибыль.

С 1880-х годов предприятие переходило из рук в руки. К началу Первой мировой войны в штате было около 2 сотен рабочих. После революции 1917 года Довбышский завод национализировали. Он стал называться «Мархлевским фарфоровым заводом» (1922 год), так как в это время Довбыш переименовали в Мархлевск (в честь польского коммуниста Ю. Мархлевского). Во время Гражданской войны завод пострадал, но был восстановлен после окончания боев и продолжил работу.

В 1930-х годах предприятие переименовали в честь польского революционера Феликса Кона. В ходе индустриализации были построены новые горны, механизированы формовочные станки, открылись живописный, упаковочный, ремонтный цеха. Поначалу при изготовлении продукции за основу брали дореволюционные и европейские образцы. Постепенно стали появляться работы в духе соцреализма, для которых были характерны мотивы украинской культуры. Выпускали тарелки с патриотической символикой, изображение наносили с помощью трафарета. В малой пластике воплощали сюжеты, прославлявшие физический труд рабочих и крестьян. Их производили небольшими партиями, чаще всего к знаменательным датам.

Сервиз в стиле модерн, 1930-1940 гг.

После Второй мировой войны фарфоровый завод стал называться Довбышским. На формы и роспись тонкостенной российской керамики послевоенного периода повлияли образцы, попавшие в СССР из Германии. Вместе с этим посуда и статуэтки того периода приобретают все больше народного колорита.

В начале 1950-х годов начался новый этап реконструкции предприятия. Большую часть оборудования автоматизировали, печи и цеха перестроили (деревянные перекрытия в производственных помещениях заменили железобетонными). При заводе появился детский сад, медпункт. Начали осваивать кобальтовые красители.

Сахарница с изящным орнаментом, фарфор, кобальт, золочение, 1957-1970 гг.Сахарница с изящным орнаментом, фарфор, кобальт, золочение, 1957-1970 гг.

В 1980-х годах эпоха самобытной довбышской росписи и обаятельных статуэток закончилась, пик творчества местных мастеров пошел на спад. Довбышский и Полонский фарфоровые заводы объединили. Впоследствии это предприятие получило название ООО «Коралл». Его деятельность осложнилась в 2008 году из-за начавшегося экономического кризиса и вступления Украины в ВТО. Внутренний рынок наводнил недорогой фарфор из Китая, создавая конкуренцию украинской тонкостенной керамике.

Продукция

Расцвет завода начался в 1950-е годы благодаря работе выдающихся скульпторов и художников (А.И. Ярош, Н.В. Коломиец, Лугалько, В.И. Климко). Коллекционеры особенно ценят образцы в духе соцреализма, предметы с военной тематикой, юбилейную и тематическую посуду.

На смену монументальным скульптурам советских тружениц пришли изящные женские образы, воплощенных в малой пластике. Мастера изображали сказочных героинь, спортсменок, девушек в народных костюмах. Для довбышских статуэток была характерна тонкая прорисовка деталей, равномерность и прозрачность цветного покрытия.

Кукольный сервиз, фарфор, 1960-е гг.

На заводе стали впервые использовать роспись кобальтом по утельному черепку, глазурование кобальтом методом погружения, благодаря чему стали массово выпускать темно-синие изделия с широким равномерным полем. Кобальтовые образцы, декорированные позолотой, стали визитной карточкой завода и составляли до 40% выпускаемой продукции. В 1960-х годах изготавливали миниатюрные кукольные сервизы, большая часть которых уходила на экспорт. Крошечные блюдца и чашки выглядели как настоящие.

Клейма Довбышского фарфорового завода по годам

Типовые клейма Довбышского фарфорового завода
Клейма Довбышского фарфорового завода по периодам и сортам
Клейма Довбышского фарфорового завода по периодам и сортам
Описание клейм Довбышского фарфорового завода в каталоге