«Старо, как мир», - можно сказать и о времени, и о механизмах, его измеряющих. Примитивные варианты часов появились за тысячелетия до нашей эры: солнечные, огненные, водные, свечные, песочные. В новое время к ним добавились гиревые, маятниковые, кварцевые, атомные. Принцип работы измеряющих время устройств от эпохи к эпохе преображался. Но по-прежнему, как и много веков назад, фабрики и заводы, а также всевозможные мастерские выпускают часы проверенных временем конструкций.

Древнеримские часы

На гравюре показаны теневые часы в древнем Риме. Справа стоит человек, обязанность которого ежечасно озвучивать время. Говоря о старинных механизмах, мы берём временную точку с XVI века. Во-первых, часовые механизмы в эту эпоху становятся точнее. Во-вторых, хронометры имеют парадный и торжественный вид, и оттого притягивают внимание. В-третьих, часовое дело начинает набирать обороты. Поначалу часы доступны только богатым и привилегированным особам, но позднее они приходят и в другие дома.

В XVII веке работал один из известнейших представителей часового дела - Христиан Гюйгенс, голландский учёный. Он разностосторонне освещал науку и искусство не только в часовом деле. Брался за астрономию (открыл кольца Сатурна и его спутник - Титан), математику (изложил начала теории вероятности), усовершенствовал телескоп. Его открытия, как кирпичики, строились друг на друге. Если привлекала астрономия, но технологии не позволяли качественно её изучать, то Гюйгенс дорабатывал телескоп. Интересовала физика (а что может физика без точного определения времени?), он занялся конструированием часов. А потом долгий период изучал свойства маятника и его работу в часовых механизмах. Изыскания Гюйгенса часто опирались на труды Галилея, порой развивая их, а порой и оспаривая.

Христиан Гюйгенс за работой

В 1657 году учёный выпустил издание, описывающее устройство маятниковых часов. Ранее в качестве колебательного элемента использовали коромысло наподобие того, что применяется в весах. Одинаковые грузы могут его уравновесить, а если один из грузов убрать, коромысло начнёт качаться. Однако у него наблюдалась погрешность в определении времени. Маятник отмеряет время точнее. Даже когда размах шарика уменьшается из-за трения о воздух, длительность колебаний остаётся прежней.

Учёный совершенствовал механизм и для точности определения долготы в море. Однако тут он не добился успеха: изобретение появилось позже без его непосредственного участия. Дорабатывая часовой механизм, изобретатели меняли форму корпуса часов, а также общий их вид.

Старинные часы - какие они бывают?

Это просто удивительно: как смогли вложить в миниатюрные дамские часики крайне сложный механизм, который изначально помещался разве что в недрах огромной башни? Понадобилось множество расчётов и громадное число конструкций.

От башни до дамских часиков

Из башен часы перекочевали в корпус с почти не уступающими шкафу габаритами. Другую версию с маятником, свободно качающимся из стороны в сторону, подвешивали на стенах. Затем часы пристроились на каминной полке. После уменьшились настолько, что поместились в кармане. С помощью ремешков их закрепили на запястье. Некоторые фабрики гордились тем, что делали сверхплоские или миниатюрные часы, ряд деталей которых можно было рассмотреть лишь под микроскопом.

Учёные многих стран работали над улучшением хронометров. Во Франции и Англии этот тип часов стал весьма популярен. Немногим позднее, в 1880 году, Францию в этом деле потеснила Швейцария. Причиной стало противостояние католиков и протестантов на родине Эйфелевой башни, приведшее к религиозным войнам. Начался массовый исход, многие уехали в соседние страны (в том числе часовых дел мастера). В Швейцарии они организовали новый центр, прославившийся ранее невиданным качеством.

Работа в часовой мастерской

Напольные часы

Напольные часы могут быть как «малышами» менее метра с половиной, так и «великанами», уходящие к трёхметровой (а то и выше) отметке. Градация их высоты обозначается английскими терминами: 1,9 метра и выше – «grandfather clock» («дедушкины часы»), от 1,5 до 1,9 метра – «grandmother clock» («бабушкины часы»), 1,5 метра и ниже – «granddaughter clock» («внучкины часы»). Размер корпуса зависит от того, какой механизм в них встроен: маятник не может быть слишком длинным, иначе ему не хватит амплитуды для размаха. Зато для анкерных часов (изобретение анкерного хода приписывают Роберту Гуку) можно выбирать шкаф повыше. Детали часов в длинном и узком корпусе благодаря конструкции меньше изнашивались и лучше сохранялись.

Образцы напольных часов

Какие элементы присутствуют в напольных часах? Во фронтоне - верхней части шкафчика - располагается циферблат. Среднюю часть шкафа занимает маятниковый механизм с гирями. Часто фасад застеклён, чтобы видеть устройство часов. Бывали и такие конструкции, где внутренняя часть скрывалась за деревянной дверцей, и тогда её украшали изящной резьбой. Нижняя часть часового шкафа - подставка. Корпус часто выполнялся из дорогих пород дерева, его украшали резные элементы. Это могли быть рамы, витиеватые растительные детали или целые барельефы. Изысканные напольные часы можно увидеть во дворцах (например, в Версале).

Напольные часы в Версале

Каминные часы

При «короле-солнце» Людовике XIV часы с богатым обрамлением встраивались на каминных полках в ансамбль из других предметов домашнего декора. Их ставили между канделябров, резных шкатулок и статуэток. Богато украшенный хронометр - центральная часть композиции на фоне огромного портрета царственной особы или зеркала, в раме из золочёной лепнины, в окружении книжных полок. В Версале можно увидеть подобное украшение каминной полки.

Каминная полка в Версале

Людовик очень ценил и поощрял само часовое дело и мастеров, которые создавали это чудо механики. При его дворе над одним часовым механизмом работали десятки специалистов: ювелиры, чеканщики, гравёры, скульпторы. Корпус часов украшали статуэтки амуров и купидонов, библейские или мифологические сюжеты. Время Людовика - это время расцвета часового дела во Франции.

Настенные часы

Настенные часы делали в тех случаях, когда они не имели корпуса, скрывавшего маятник (если были сделаны на маятниковом ходу). Движения маятника ничто не должно было стеснять, поэтому механизмы приподнимали над полом.

Образцы настенных часов

В 16 веке английские часовщики начали выпускать люцерновые часы, название которых, возможно, дано из-за присутствия латуни в оформлении. Конструкция люцерновых часов состояла из двух пластин сверху и снизу, которые соединялись в углах колоннами. По бокам были расположены латунные съёмные дверцы, а на фасаде - железная. На протяжении долгого времени в таких часах была всего лишь одна стрелка - часовая. Минутная появилась в XVIII веке. Механизм люцерновых часов приводили в движение с помощью каменных гирь на верёвках (а позднее - на цепях). Их можно было вешать на стену или ставить на поверхность: конструкция предусматривала подвесную петельку и декоративные ножки.

Люцерновые часы

Интересным явлением стали картельные часы во Франции. Картуш (то же, что и картель) - это орнаментальная рама в виде щита со свёрнутыми углами, завитками, либо имитация рулона с надорванными краями, наполовину свёрнутого с двух сторон. В середине такой орнаментальной рамы помещали надписи, гербы, эмблемы, а в случае часов - циферблат. Позднее картушу придавали и более сложную форму. Во Франции часы, выполненные в этом стиле, могли быть настенными и напольными. Впервые они появились в XVIII веке, украшенные позолотой, вензелями и другими деталями: гирляндами лавра, символа победителей. В окантовку циферблата могли быть вплетены мифологические сюжеты и символические атрибуты (например, Святой Грааль).

Картельные часы

Прекрасное изобретение - часы с кукушкой, которые традиционно располагают на стене. Упоминания о них относятся к 1700-м годам в немецкой земле Шварцвальд. Хотя имеются данные и о более ранних изделиях: в 1629 году аристократ Филипп Хайнхофер уже видел куранты с движущейся птицей.

Они напоминают домик с двускатной крышей, в центре которого расположен циферблат, а над ним - оконце. Из окошка в определённое время появляется птичка, издающая похожие на кукование звуки. «Кукушка» может двигаться и даже открывать клюв. Она тоже приводится в движение с помощью действия гирь или пружинного привода. Звуки образуются с помощью трубок с сильфонами. Сам домик часто украшен элементами сказочного леса (листья, шишки, ягоды, животные и др.). Гири делают в форме шишек, чтобы поддерживать общий образ.

Часы с кукушкой

С 1970 года изготавливают и кварцевые часы с кукушкой, которая может махать крыльями и открывать клюв во время пения, а в качестве звуков вместо сильфона использует электронную запись звуков настоящей кукушки с добавлением шумов дикой природы. Иногда кукушка «исполняет» музыкальные композиции или издаёт другие причудливые звуки. Некоторые кварцевые часы могут отключать озвучку, будучи чувствительными к свету и его отсутствию (не все рады, когда кукушка исправно будит всех каждый ночной час).

Карманные часы

История появления карманных часов уходит в немецкий город Нюрнберг. В 16-м столетии он стал центром искусства, торговли, промышленности, науки. Среди изобретений, сделанных его жителями, нашлось место и карманным часам, среди которых в тот период наиболее известными стали «Нюрнбергские яйца».

Нюрнбергское яйцо

Создателем карманных часов многими считается Петр Генлейн, о котором его современник Ионн Коклей говорил так: "...ещё молодой человек создаёт творения, которым даже наиболее ученые математики отдают дань уважения: из небольшого количества железа он изготовляет снабжённые многими колёсами часы, которые, как бы их ни поворачивали, без наличия какого-нибудь груза, показывают и отбивают 40 часов, даже если находятся в кармане". Однако сами немцы датируют появление «Нюрнбергских яиц» второй половиной 16-го столетия (тогда умерший в 1542 году Генлейн вряд ли мог изобрести именно этот тип карманных часов).

Первые экземпляры карманных часов были сделаны в большом размере из железа. Постепенно их габариты уменьшались, а предпочтение стали отдавать бронзе или латуни с позолотой. Бронзовый корпус вскоре уступил серебру и золоту, поверх которых наносили гравировку, инкрустировали их драгоценными камнями или вставками с эмалью. Такие часы носили либо в закрытом виде (всегда требовалось открывать крышечку), либо в полузакрытом (сквозь корпус виделось положение стрелок), либо в открытом (с незащищённым циферблатом).

Старинные карманные часы

Христиан Гюйгенс, сконструировавший баланс-спираль, сильно продвинулся в создании карманных часов. Спираль давала хорошую точность и была достаточно компактной, чтобы поместиться в небольшом корпусе. Это круглые часы, умещающиеся в ладони, с длинной цепочкой, которую можно защёлкнуть на одежде и положить в специальный карман. Хронометры могут быть застеклены и закрыты крышкой, которая открывается одним нажатием пальца. В начале, когда они только появились, циферблат не имел защиты, и стрелку (тогда ещё единственную - часовую) приходилось каждый раз подкручивать, если она сбивалась. Появлялись и более причудливые формы (например, в виде книги или птицы).

Часы-книга из описи имущества Ивана Грозного

Наручные часы

Первые наручные часы достались Елизавете I, которой подарили браслет с циферблатом, украшенным россыпью драгоценных камней. Они долгое время считались исключительно женским украшением, и мужчина не счёл бы возможным их носить. Долгое время карманные часы делали исключительно для мужчин, а наручные – для женщин. Женские часы первоначально являлись видом украшения, поэтому за их точность не ручались. А точность страдала в том числе потому, что в крохотный корпус уместить качественно работающий механизм не получалось.

В 19-м столетии традиция поменялась. наручные часы как подарок вручили мужчине - Евгению Богарне (он же Эжен, вице-король и военачальник в Париже). Перелом в моде наступил благодаря военным, которым проще было следить за временем, кинув мимолётный взгляд на запястье, чем доставать из кармана часы и открывать их, подцепляя крышку. Мужчины поначалу сами приспособили карманные часы к ношению на ремешках. Увидев спрос, компании тоже занялись выпуском мужских хронометров.

Наручные часы из каталога Павла Буре

На протяжении долгого времени выпускались часы с пружинным заводом. А в 1969 году появились первые кварцевые часы Astron. Технологии развивались очень быстро, предлагая всё более значимые преимущества для наручных часов: водонепроницаемость, автоподзавод, измеритель шагов.

Выпуск часов компании Павла Буре

Часовые мастерские и цеха работали во многих странах. Мы же сейчас обратимся только к одному из них, поскольку в его каталогах представлена вся линейка часов, выполненных в стиле роскошного средневековья и современной лаконичности. Павел Буре успешно перенял опыт истории и соседей: он закупал часовые механизмы или их детали в Швейцарии, а также производил собственные механизмы.

Эти и другие часы предлагает часовая фабрика Павла Буре

Мужские и женские наручные часы, морские часы, часы-канделябры, классические каминные, настольные, напольные и многие другие найдутся в его каталогах, каждый тщательно выверен и ждёт нового хозяина.

Современная старина

Несмотря на то, что многие виды часов перестали выпускать из-за несовершенства их механизмов, они продолжают жить как элементы домашнего или наружного декора. Ценителя могут порадовать красивые виды солнечных часов в его городе или песочные измерители времени, украшенные пышно и со вкусом.

Солнечные часы использовали в качестве стрелки тень от гномона (обелиск, колонна или столбик на циферблате). Но эти часы не могут похвастать точностью. К тому же они зависят от наличия солнца на небосклоне. Сейчас солнечные часы – это лишь красивый декоративный элемент на улицах городов. Их можно найти в Йошкар-Оле, Иркутске, Севастополе.

Солнечные часы как украшение современного города

Существуют даже солнечные часы с цифровым циферблатом (на иллюстрации они в правом нижнем углу). Их пластина имеет множество крошечных прорезей, которые проходят через неё под разными углами. Солнечные лучи проходят сквозь них, а на тени пластины складываются цифры, показывающие текущее время. Правда, работает этот хронометр от фирмы Mojoptix только с 10 до 16 часов, даже если солнце и в другое время присутствует на небе.

Клепсидры - часы, в которых главным определителем времени стала вода, пересекающая из одного сосуда в другой за определённое время. Они работают круглосуточно, однако не показывают точное время из-за того, что жидкость испаряется и конденсируется, а также переливается с разной скоростью в зависимости от своей массы в верхней чаше. Поэтому такой механизм не дошёл до нас как рабочий инструмент, но как декорацию хронометра древних его можно использовать дома.

Образцы песочных часов

Песочные часы - один из рабочих способов, если нужно замерять короткие отрезки, например, время лечебной процедуры. Песочные часы состоят из двух чаш: наполнитель пересыпается из одной в другую с одинаковой скоростью, сколько бы его ни находилось в сосуде. Однако и здесь существуют отклонения, понижающие точность: на равномерность и скорость пересыпания влияют форма колбы, зернистость песка и другие параметры. Кроме того, песок постепенно повреждает внутреннюю поверхность колбы, поэтому часы со временем теряют в точности. Чтобы увеличить отрезок времени, в одном футляре могло быть несколько песочных часов. Такие часы, стоящие на полке, прекрасно могут добавить дому толику винтажного духа.

Часовая комната

Часы ценили короли как одну из главных деталей интерьера. Часы - символ респектабельности и аристократичности хозяев. Очень уютно смотрится комната, на стенах которой плотно висят домики - часы с кукушкой благородного дерева, украшенные витиеватыми узорами и рисунками. Маятники синхронно качаются из стороны в сторону, а стрелки передвигаются от деления к делению, указывая одинаковое время. Рядом каминная полка или шкаф, где найдётся место часовым механизмам с циферблатом в окружении поддерживающих его скульптур. Настоящий музей часового искусства.

Кабинет с часами

Даже если нет возможности оборудовать всю комнату под часовые механизмы, благородно будут смотреться напольные или каминные часы в гордом одиночестве, как и в композиции с другими часами и декором. Ведь часы - это настоящее переплетение искусства и науки, которое демонстрирует удивительное путешествие научной мысли длиной в тысячи лет и возможности её художественного воплощения.