«Старушка милая жила

Приятно и немного блудно,

Вольтеру первый друг была,

Наказ писала, флоты жгла,

И умерла, садясь на судно».

Едкая эпиграмма Пушкина на Екатерину II встала в череде многих сотен произведений, посвященных этой героине российской истории. Еще при жизни императрица и самодержица Всероссийская стала объектом для творчества поэтов, беллетристов, репортеров и даже сплетников, как отечественных, так и европейских. И, действительно, долгое царствование и масштаб личности Екатерины трудно было не заметить современникам и не осмыслить потомкам.

Ф.С. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 годФ.С. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год

В романах и одах, кинофильмах и театральных постановках, даже в исторических анекдотах навеки осталось имя Екатерины Великой. Треть XVIII века стала ее «золотым веком» и «золотым веком» России. Мало кто знает окончание пушкинской эпиграммы:

«…Россия, бедная держава,

Твоя удавленная слава

С Екатериной умерла», - великий поэт отдал должное великой императрице.

15-летняя принцесса Фике приехала в холодную и незнакомую Россию зимой далекого 1744 года, чтобы на следующий год стать женой наследника российского престола Петра Федоровича (будущего императора Петра III). И тот заснеженный русский февраль 44-го года навсегда заманил немецкую принцессу в объятия новой необъятной родины. В личной жизни и политической биографии Екатерины (такое имя получила Софья Августа Фредерика при крещении в православие) было всё. Нелюбимый муж и дорогие сердцу фавориты, любовь к искусствам и жажда безумных развлечений.

Вензель Екатерины IIВензель Екатерины II

Придя к власти путем дворцового переворота, через свержение и убийство венценосного супруга, Екатерина все три десятилетия своего продолжительного правления будет доказывать, что она имеет право на российский престол, в первую очередь, как продолжательница славных дел Великого Петра. «Петру Первому Екатерина Вторая» - эти слова отлиты в бронзе на памятнике царю-реформатору, «вечному работнику на троне». Но не только в «Медном всаднике» Екатерина докажет то, что она – продолжательница петровской работы по преобразованию России. Она докажет их пером и шпагой. Громом пушек и поверженными знаменами врага. Новыми, громадными, присоединенными к России территориями. Сожжением вражеских флотов и падением неприступных крепостей.

Большая императорская корона, скипетр и держава, изготовленные для церемонии коронации Екатерины II в 1762 году

Но «золотой век» Екатерины не был отлит из металла высшей пробы. Черными пятнами на нем стали усиление крепостного рабства, крестьянская война Пугачева и ее кровавое подавление, убийство мужа и несчастного узника Шлиссельбурга – бывшего императора-младенца Иоанна VI, преследование правдолюбца Радищева и всех, кто не вписывался в екатерининский порядок кажущегося «всеобщего благоденствия».

Автограф Екатерины II. 1783 годАвтограф Екатерины II. 1783 год

Практически все сферы российской жизни претерпели изменения в годы правления Екатерины. Не остались в стороне и сфера финансов с монетной системой. Рост государства и рост экономики требовал резкого увеличения наличной денежной массы. Однако, российские рудники и заводы не справлялись с поставленной задачей по увеличению производства золота, серебра и меди. Поэтому в годы правления Екатерины II стали стремительно снижаться вес и проба серебряного рубля (эта тенденция началась еще при Петре III), а также вес золотой монеты (с 16,57 г до 13,09 г), при сохранении номинала. Перечеканка медной монеты 16-рублевой стопы в 32-рублевую, начатая при Петре III была прекращена сразу по приходу к власти Екатерины. Медные монеты не менялись вплоть до 1796 года, когда Екатерина была вынуждена признать достоинства проекта Шувалова-Петра III о переходе на 32-рублевую монетную стопу (чеканка медной монеты из расчета 32 рубля из пуда меди). Реанимировал проект Шувалова-Петра III Платон Зубов, указавший на быстрое пополнение казны в результате реализации проекта. Екатерина наложила на документ положительную резолюцию в мае 1796 года. Чеканка монет легкого веса и нового дизайна была начата, однако вскоре остановлена в связи со смертью императрицы.

В годы правления Екатерины II работали следующие монетные дворы: Санкт-Петербургский, Московский, Екатеринбургский, Сестрорецкий, Аннинский (на реке Бабке в Пермской губернии), Нижегородский, Колыванский (он же Нижне-Сузунский или Барнаульский, для чеканки сибирской монеты, с 1781 года – общеимперской монеты), Феодосийский (для чеканки таврической монеты в 1783 году), Садогурский (на Буковине, для чеканки молдавско-валашской монеты в 1771-1774 гг.).

Монетный ряд регулярных денег периода правления Екатерины II выглядит следующим образом:

  • Золото: империал (10 рублей), полуимпериал (5 рублей), червонец;
  • Серебро: рубль, полтина (50 копеек), полуполнинник (25 копеек), 20 копеек, 15 копеек, гривенник;
  • Медь: 5 копеек, 2 копейки, копейка, денга, полушка;
  • Региональные выпуски: сибирские, молдавско-валашские, таврические.
Империал. 1762 год. Золото. Портрет работы Тимофея Иванова (в обрезе рукава императрицы – инициалы Т.I). СПб
Полуимпериал. 1788 год. Золото. Портрет императрицы позднего образца. СПб

Золотые империалы и полуимпериалы выпускались в том же дизайне, что и у предшественников. В 1764 году вес империала и полуимпериала был снижен при сохранении нарицательной стоимости монеты. С новыми техническими характеристиками эти монеты чеканились вплоть до смерти императрицы в 1796 году. На аверсе империалов и полуимпериалов – портрет правящей императрицы. На реверсе, крестообразно, вокруг государственного герба в узорчатых картушах – гербы главных царств, входящих в состав Российской империи – Московского, Казанского, Астраханского и Сибирского. Нумизматы выделяют три типа империалов и полуимпериалов в зависимости от портрета императрицы (портрет «с шарфом», портрет «без шарфа», поздний портрет).

Червонец. 1766 год. Золото. 3,47 г. СПб. Портрет работы Тимофея Иванова

Червонцы при Екатерине стали чеканится намного реже, уступив место империалам, полуимпериалам и подражаниям голландскому золотому дукату. Известны червонцы 1763, 1766 и 1796 года чеканки. Дизайн монеты не изменился со времени предыдущих царствований.

Рубль первого типа (портрет Екатерины II с шарфом на шее). 1764 год

Вес рублевой монеты при Екатерине II остался пониженным, как и при Петре III – 24 г. Читатель может ознакомиться с подробным исследованием рублевых монет Екатерины II в нашей недавней статье «Рубли Екатерины II». Отметим, что за тридцатилетнее царствование Екатерины было выпущено 4 основных типа рублевой монеты. Рублевики отличаются портретом императрицы.

Полтина 1778 года. Серебро. СПб. Портрет императрицы в зрелом возрасте
Полуполтинник 1783 года. Серебро. СПб. Портрет императрицы в зрелом возрасте

Серебряные полтины (50 копеек) и полуполтинники (25 копеек) подразделяются по тому же принципу на 4 типа, что и рублевые монеты. Вес полтины – 12 г при массе чистого серебра – 9 г. Вес полуполтинника соответственно в два раза меньше, чем у полтины и в четыре раза меньше, чем у рубля – 6 г. На монетах имеется обозначение монетного двора и инициалы монетного мастера.

20 копеек 1784 года. Серебро. СПб
15 копеек 1781 года. Серебро. СПб

При Екатерине II, впервые в истории российского денежного обращения, появляются монеты номиналом 20 и 15 копеек. Их массовая чеканка начинается в 1764 году. Монеты делятся на типы по тому же принципу, что и более крупные номиналы – рубли, полтины и полуполтинники. У 15-ти и 20-копеечных монет реверс выполнен в новом дизайне. Вокруг государственного герба расположены счетные точки - указание номинала для неграмотных слоев населения империи, а таковых было большинство. Соответственно, на 20-копеечной монете было 20 выпуклых точек, на 15-копеечной – 15 точек. Для грамотных слоев номинал был указан цифрами в круглом щите на груди двуглавого орла. Внизу, под орлом расположена лента, на которой чеканился год выпуска монеты. Вес 20-копеечной монеты – 4,77 г, 15-копеечной – 3,56 г.

Гривенник 1768 г. Серебро. СПб

Самой мелкой серебряной монетой в монетном ряду был гривенник (10 копеек). Гривенники делятся на типы по тому же принципу, что и более крупные номиналы. Счетных точек для неграмотных на монете не было. Номинал указывался прописью на реверсе.

5 копеек 1763 года. Медь. 51,2 г. Сестрорецкий монетный двор

Дизайн екатерининских медных пятаков с вензелем императрицы был создан в 1763 году и оставался неизменным (за исключением мелких деталей), как и технические характеристики, вплоть до 1796 года. 5-копеечные монеты выпускались ежегодно. В разные годы чеканку осуществляли семь монетных дворов империи. Соответствующие буквенные обозначения монетных дворов чеканились под лапами двуглавого орла.

2 копейки 1763 года. Медь. 20,48 г. Екатеринбургский монетный двор

Двухкопеечные монеты с Георгием Победоносцем, поражающим змея, начали чеканить при Елизавете Петровне и продолжили с 1763 года при Екатерине. Единственное изменение – вензель новой императрицы на аверсе монеты. В чеканке 2-копеечных монет был перерыв с 1780 по 1787 год.

Копейка 1763 года. Медь. 10,24 г. Екатеринбургский монетный двор
Денга 1786 года. Медь. 5,12 г. Колыванский монетный двор
Полушка 1786 года. Медь. 2,56 г. Екатеринбургский монетный двор

Копейки, денги (1\2 копейки) и полушки (1\4 копейки) выпускались с 1763 года в том же дизайне, что и двухкопеечные монеты.

Читатель, интересующийся нерегулярными и пробными выпусками монет периода правления Екатерины II может обратиться к нашей статье «Редкие монеты Екатерины II». Медным монетам образца 1796 года будет посвящена отдельная статья.