В последний день уходящего 1831 года А.С. Пушкин нарисовал необычный рисунок. На нём поэт изобразил сооружение треугольной формы, стоящее на ровной пустынной земле. Возможно, что так он представлял одно из чудес света древности – египетскую пирамиду Хеопса.

Рисунок А.С. Пушкина с древнеегипетской пирамидой и юбилейный рубль в честь поэтаРисунок А.С. Пушкина с древнеегипетской пирамидой и юбилейный рубль в честь поэта

В творчестве поэта встречаются упоминания и других чудес света, которых с античных времён насчитывается целых семь. До сегодняшнего дня они – символ человеческого архитектурного гения. Интерес к их истории не угасает.

Кроме пирамиды Хеопса, к античным чудесам света относятся Висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, гробница царя Мавсола в Галикарнасе, статуя Колосса Родосского и Александрийский маяк.

До нашего времени из них сохранилась только «седая пирамида» в Гизе. Остальные же чудеса История не пощадила.

Какова же судьба каждого из чудес? Кем, и для каких целей они были созданы? Чем вызывали восхищение людей? Почему не смогли сохраниться до наших дней? Постараемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к истории каждого из них.

Великая пирамида Хеопса

Самое древнее чудо света – пирамида фараона Хеопса. Построена она была почти 4500 лет назад по заказу правителя Древнего египетского царства Хуфу (Хеопса) из IV династии.

Современное состояние пирамиды ХеопсаСовременное состояние пирамиды Хеопса

Сооружение, возведённое как его усыпальница, расположилось недалеко от современной столицы Египта – Каира. Пирамида строилась больше 20 лет и уже при создании поражала современников размерами. Больше 2,5 млн каменных блоков использовали при строительстве. Её площадь составляла почти 5,5 гектара, высота почти 145 метров (со временем, уменьшилась до 137 метров), а общая масса около 7 млн тонн. Стороны пирамиды представляют собой почти равносторонний треугольник.

План строительства неоднократно менялся. Поэтому пирамида содержит три отдельных погребальных камеры: подземную, «Камеру царицы» и «Камеру фараона». Две первых камеры так и не были закончены, в третьей же камере располагался саркофаг правителя. Кроме того, внутри пирамиды имеется «Великая галерея» - коридор, изначально предназначенный, видимо, для эвакуации рабочих, а также несколько вентиляционных шахт, назначение которых египтологам ещё не до конца понятно.

План пирамиды ХеопсаПлан пирамиды Хеопса

Облицована пирамида была белыми известняковыми гладкими блоками, что придавало ей, как казалось египтянам, божественное сияние на солнечном свету. До сегодняшнего дня облицовка не сохранилась, хотя несколько камней ещё можно найти у подножия. Не сохранились также ни вспомогательные здания возле пирамиды, ни окружавшая её стена.

На вершине пирамиды был расположен большой камень треугольной формы (пирамидион) из известняка или базальта. Он был утрачен ещё в древности, после чего пирамида Хеопса стала на 8 метров короче. После своей смерти Хеопс, видимо, был похоронен в своей усыпальнице. Однако его мумия в пирамиде не найдена до сих пор.

Воссоздание изначального вида пирамиды с помощью цифровых технологийВоссоздание изначального вида пирамиды с помощью цифровых технологий

Изучение пирамиды началось с античных времен. Греческие и римские историки и географы не раз в своих трудах описывали (часто ошибочно) её внешний вид и историю строительства.

С древних времен считалось, что в пирамиде спрятаны несметные сокровища. В течение столетий в поисках этих кладов внутрь проникали желающие лёгкой наживы. Со временем пирамида стала пользоваться дурной славой. Считалось, что в ней обитают призраки, убивающие попавших внутрь людей.

Научное же исследование «чуда света» началось только в 19 веке и продолжается до сих пор, постепенно раскрывая тайны великого сооружения.

Сады Семирамиды

Самое загадочное чудо света древности – Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. До сих пор археологи не могут точно определить место их расположения, а также с точностью датировать время их создания. По первой версии, Сады были построены при полумифической царице Семирамиде в 9 веке до нашей эры. Создание такого грандиозного комплекса должно было подчеркнуть силу её власти.

Легендарная царица СемирамидаЛегендарная царица Семирамида

Вторая версия относит возведение садов на несколько столетий позже - во времена правления в Вавилоне царя Навуходоносора II. Он создал это чудо света для своей жены – мидийской царевны Амитис, чтобы помочь ей справиться с тоской по родине, богатой разными красивыми растениями.

Одно из воссозданных изображений Висячих садов СемирамидыОдно из воссозданных изображений Висячих садов Семирамиды

Согласно третьей версии, Висячие сады существовали вовсе не в Вавилоне, а в Ниневии – столице Ассирии. Царь Синаххериб во время своего правления в конце 8 – начале 7 века до н.э., согласно археологическим данным, построил разветвлённую систему акведуков и каналов, которые снабжали водой дворцовый сад. Растения были посажены на разных уровнях, что создавало эффект парения сада над землёй. Сам царь без ложной скромности называл свой сад чудом.

Ассирийский барельеф с изображением сада в НиневииАссирийский барельеф с изображением сада в Ниневии

Существует также мнение, основанное на отсутствии каких-либо сведений о чуде света в вавилонских источниках, что садов, как единого инженерного комплекса, не существовало вовсе, а сведения о них, изложенные в античных сочинениях, являются только собирательным образом «райского сада», расположенного на загадочном Востоке.

По описанию античных авторов сады располагались на высоких стенах, опирающихся на каменные колонны. На стенах, на разных ярусах, соединённых лестницами, были посажены поражавшие разнообразием растения. Виноградные лозы, оливковые деревья, смоковница, финиковые пальмы, груши, кипарис и другие деревья украшали сад. Сады производили впечатление зелёной горы высотой около 25 метров, нависшей над землёй. Орошались они через развитую систему каналов.

В садах СемирамидыВ садах Семирамиды

Сады нуждались в тщательном ежедневном уходе. Позволить их содержание могло только развитое и богатое государство. Многочисленные войны пошатнули могущество ближневосточных владык, сады стали постепенно приходить в упадок. Страдали они ещё из-за сильных наводнений.

По легенде, они почти полностью были разрушены при завоевании Вавилона Александром Македонским во второй половине 4 века до н.э. Возможно, что небольшая часть садов просуществовала до конца тысячелетия. Остается только надеяться, что новые археологические находки помогут стереть белые пятна в истории второго чуда света древности.

Статуя Зевса в Олимпии

Со школьных лет мы знаем, что главный бог греческой мифологии – Зевс – не только метал с неба молнии и вызывал раскаты грома, но и повелевал добром и злом в мире, устанавливал для людей высшие законы, охранял семьи, защищал слабых.

Ни один из греческих богов не обладал такой силой и властью, как он. В его честь возносились молитвы, возводились святилища, проводились игры, на которые съезжались лучшие атлеты со всей Эллады. Соревнования проходили в полисе Олимпия, где с давних лет существовал его культ.

Зевс Громовержец и предполагаемое изображение скульптора ФидияЗевс Громовержец и предполагаемое изображение скульптора Фидия

Неудивительно, что именно в Олимпии был воздвигнут грандиозный храм, в центре которого расположилось настоящее чудо света – статуя Зевса Громовержца. Для создания статуи из Афин был приглашён знаменитый скульптор Фидий, уже прославившийся на всю Грецию статуями, покровительницы своей родины – Афины Паллады.

Работая вместе со своими учениками над скульптурой, Фидий использовал для её создания эбеновое дерево, золото и слоновую кость. Сначала он создал деревянный каркас, на который для передачи контуров тела наклеивал пластины из слоновой кости. Одежда и оружие бога, а также его волосы были изготовлены из золота. Для украшения статуи он использовал драгоценные камни.

Гравюра с изображением статуи Зевса в ОлимпииГравюра с изображением статуи Зевса в Олимпии

В 435 году состоялось торжественное открытие статуи. Зевс, вольготно расположившийся на золотом троне, удерживая одной рукой скипетр, а другой – богиню победы Нику, принимал пришедших к нему молящихся людей. Храм Зевса стал главной достопримечательностью Олимпии. Долгие годы люди приезжали посмотреть на творение Фидия.

Впечатление, которое произвела статуя, сложно вообразить. Вместе с пьедесталом её высота достигала 17 метров. Глаза бога, его голова и плечи будто сверкали божественным светом. Такого явления скульптор добился, соорудив у постамента статуи небольшой бассейн с водой, на гладь которой покрывало оливковое масло. Благодаря оптическому эффекту отраженные лучи солнца освещали верхнюю часть статуи.

Одно из воссозданных изображений внешнего вида статуиОдно из воссозданных изображений внешнего вида статуи

Во 2 веке до н.э. статуя пострадала от землетрясения, но была отреставрирована. Кроме того, из-за нестабильной политической ситуации в Греции храм стал подвергаться частым грабежам. В начале нашей эры римский император Калигула хотел даже перевезти статую в Рим, но из-за убийства императора план остался нереализованным.

С принятием христианства в Римской империи статую ожидала печальная судьба. Языческие храмы были закрыты, а многие и разрушены. Статую Зевса, видимо, перенесли в один из дворцов Константинополя. В 5 веке случился пожар, полностью уничтоживший великое чудо света.

Храм Артемиды в Эфесе

Герострат. Это имя, наверное, знакомо каждому образованному человеку. Оно не принадлежит ни античному учёному или поэту, ни политику или военачальнику. Его носил простой житель города Эфес. Желая прославиться, он сжёг в 356 году до н.э. одно из чудес света – Храм богини Артемиды. Цели своей он достиг. Его имя осталось в веках и стало символом бездумного вандализма и безумного тщеславия. Впрочем, эпизод с сожжением храма Геростратом лишь одна из страниц в истории знаменитого храма.

ГеростратГерострат

В Эфесе почитание богини охоты и покровительницы всего живого на земле – Артемиды – существовало с давних лет. По легенде, первый храм на месте будущего чуда света был построен ещё полумифическими амазонками, поклонявшимися ей. Современные археологи, считают, что этот храм существовал в Эфесе с 8 века до н.э., но через сто лет был разрушен во время наводнения.

В 6 веке, во время правления последнего лидийского царя Креза, началось строительство нового храма, продолжавшееся более двух столетий. Храм создавался из мрамора. Его длина составляла 115 метров, а ширина 46 метров. Святилище украшала статуя богини, выполненная из эбонита с использованием ценных и редких пород деревьев.

Статуя АртемидыСтатуя Артемиды

Храм привлекал паломников и путешественников со всей Эллады. Артемиде подносились щедрые дары, возносились молитвы о помощи и покровительстве. Этот храм и сжёг Герострат в ночь, когда, по преданию, родился Александр Македонский. За это преступление Герострата подвергли пыткам и казнили, но святилищу был нанесен большой ущерб.

По приказу Александра Великого чудо света решили возродить. Работы начали в год смерти великого завоевателя (323 году до н.э.). Они продолжались несколько десятилетий. Новый храм стал больше и выше прежнего. Он был украшен статуями, барельефами и картинами знаменитых греческих мастеров. Вся общественная жизнь Эфеса была связана с храмом, который был независим от городских властей.

Храм Артемиды в ЭфесеХрам Артемиды в Эфесе

Так продолжалось вплоть до начала распространения в Эфесе христианства. Постепенно новая религия приобретала всё больше сторонников. По преданию сам апостол Иоанн молился в языческом святилище Артемиды, изгоняя из него злых духов.

В 3 веке нашей эры храм подвергся разорению варварскими племенами готов. Окончательно же он был закрыт в конце 4 – начале 5 века. Чудо света стало разрушаться. Его части использовали для строительства других сооружений, в том числе, собора Святой Софии в Константинополе. Постепенно храм Артемиды полностью исчез с лица земли.

В 19 веке археологами было найдено место, где стояло языческое святилище. Сегодня лишь одна одинокая колонна, напоминает о былой славе храма.

Руины храма Артемиды в ЭфесеРуины храма Артемиды в Эфесе

Мавзолей в Галикарнасе

Царь Мавсол, родившийся около 410 года до н.э., был правителем малоазийской области Кария, а также покровителем греческой культуры и искусств. Он был богат и успешен в бою, но, прожив почти 60 лет, не прославился ни как великий завоеватель, ни как знаменитый политик. Так бы и «затерялось» его имя в истории среди других почти забытых владык прошлого, если бы не его любящая и скорбящая жена Артемисия.

Памятник Мавсолу и АртемисииПамятник Мавсолу и Артемисии

Чтобы увековечить память мужа, она приказала начать строительство его усыпальницы. Греческим архитекторам был заказан проект, согласно которому в центре города Галикарнас, на его главной улице, должно было появиться сооружение необычной для классической греческой архитектуры квадратной формы и высотой около 45 метров, где будет помещен прах царя, а позже и прах самой Артемисии. Зодчие приступили к его созданию.

Гробница была украшена колоннами, статуями и барельефами с изображением людей и животных. Крыша выполнена в форме пирамиды и напоминала усыпальницы восточных правителей. На её вершине располагалась мраморная колесница, запряженная четырьмя лошадьми, которой управляла царственная супружеская чета. Кони словно уносили Мавсола и Артемисию в царство Аида.

Одно из воссозданных изображений Мавзолея в ГаликарнасеОдно из воссозданных изображений Мавзолея в Галикарнасе

Царица не успела увидеть завершённым созданное по её приказу чудо света. Она умерла в 350 году до н.э. Урну с её прахом также поместили в усыпальницу. Строительство же Мавзолея было закончено уже после её смерти.

Мавзолей простоял долго. Многочисленные войны, набеги пиратов и грабежи злоумышленников не смогли сокрушить его. Только в 15 веке серия разрушительных землетрясений разрушила гробницу. В последующем её фрагменты были использованы для возведения оборонительных сооружений.

Несколько статуй из Мавзолея сохранились до наших дней. С середины позапрошлого века на месте нахождения Мавзолея ведутся раскопки с целью нахождения новых артефактов.

Руины Мавзолея в ГаликарнасеРуины Мавзолея в Галикарнасе

Имя же царя Мавсола стало нарицательным для обозначения пышных гробниц знаменитых людей. Один из самых известных в мире современных мавзолеев находится в Москве, на Красной площади, и внешне отдалённо напоминает античное чудо света.

Колосс Родосский

В 3 веке до н.э. на греческом острове Родос воздвигли статую в честь бога Солнца – Гелиоса. Она была так велика, что в историю вошла под именем Колосса Родосского и стала одним из античных чудес света. В конце 4 века до н.э. остров выдержал годичную осаду превосходящих сил Деметрия Полиоркета. В честь этого события жители решили воздвигнуть статую своему небесному покровителю.

Колосс РодосскийКолосс Родосский

Работу предложили скульптору Харесу. Первоначально предполагалось, что он создаст бронзовую статую высотой 18 метров, но в ходе выполнения заказа высоту статуи увеличили вдвое. По легенде, денег, выделенных полисом, Харесу не хватало, и скульптор вынужден был вкладывать в создание Колосса собственные сбережения и залезать в большие долги.

К 280 году до н.э. статуя была готова. Её установили на постамент и разместили на острове. Долгое время считалось, что Колосс выполнял функцию маяка и был расположен в порту, но современные антиковеды с этим мнением не согласны. Скорее всего, статуя украшала центр города.

Внешний вид статуи производил на современников грандиозное впечатление. Обнаженное тело бога Солнца наполняли молодость и сила. Правая рука смотрящего вдаль Гелиоса была поднесена ко лбу, а левая поддерживала накидку. Над его головой сияли яркие лучи.

Возможно, что Колосс Родосский выглядел именно такВозможно, что Колосс Родосский выглядел именно так

Из всех чудес света Колоссу была уготована самая короткая жизнь. Простояв чуть больше 50 лет, он был разрушен сильным землетрясением. Его обломки, падая, повредили несколько домов.

Статую было возможно восстановить, но дельфийские прорицатели, к которым жители острова обращались за советом, увидели в крахе Колосса плохое предзнаменование и запретили её устанавливать вновь. Обломки несколько столетий пролежали на земле, пока не были полностью растащены и переплавлены.

Колосс Родосский – один из символов всей античной культуры, её могущества и процветания. Он вдохновлял поэтов, художников, а позже и кинорежиссеров на создание своих произведений.

Титан Браавоса из вселенной сериала «Игра престолов», напоминающий Колосса РодосскогоТитан Браавоса из вселенной сериала «Игра престолов», напоминающий Колосса Родосского

Александрийский маяк

Завоевания Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. привели к возникновению в разных частях мира новых городов – Александрий. Египетская Александрия – самая известная из них. Основанная в 332 году до нашей эры она долгое время была важным торговым и экономическим центром античности. В её гавань заходили и выходили корабли, наполненные разными товарами.

Гавань Александрии ЕгипетскойГавань Александрии Египетской

Для удобства навигации был необходим большой маяк. Начать его строительство Александр Великий не успел, но это сделал один из его приближенных – Птолемей I, которому после смерти завоевателя досталась власть в Египте.

Новое чудо света начало возводиться на острове Фарос в 80-х гг. 3 века до н.э. Через 12 лет, уже после смерти Птолемея I, маяк был достроен. Точно неизвестен ни материал, из которого его создали (возможно, использовались блоки известняка или мрамора), ни имя архитектора. По преданию, отвечал за его строительство Сострат Книдский. Птолемей запретил ему наносить своё имя на маяк, желая, чтобы потомки считали царя единственным строителем чуда света, но Сострат перехитрил правителя. Он выбил своё имя на камне, а затем нанёс на него штукатурный слой, на котором написал имя Птолемея. Через некоторое время волны смыли имя царя, а на маяке осталась надпись: «Сострат из Книда, сын Дексифана, Божественным Спасителем ради тех, кто плывёт в море».

Одно из воссозданных изображений Александрийского маякаОдно из воссозданных изображений Александрийского маяка

Маяк возвышался почти на 150 метров, его свет был виден в море задолго до приближения к порту Александрии. С его высоты также было удобно наблюдать за акваторией. На каждой из сторон маяка располагались статуи подводного бога Тритона, а на вершине – скульптура главного морского бога Посейдона (по другой версии – Зевса Громовержца).

Многие столетия маяк исправно исполнял своё предназначение, но постепенно, в результате войн и землетрясений, стал разрушаться. В 1480 году чудо света исчезло. На его месте была возведена арабская военная крепость.

Фрагменты маяка по сей день находятся на дне Средиземного моря, а его силуэт украшает флаг города Александрии.

Подводные руины Александрийского маякаПодводные руины Александрийского маяка

Сегодня, чтобы привлечь в страну туристов, многие страны составляют собственные списки чудес. Как правило, в них входят красивые и уникальные места, созданные самой природой, что противоречит самому принципу выбора, заложенному в античные времена. Ведь «чудом света» считалось только то, что создано человеком, силой его мысли и воображения, точностью его глаза, умением его рук.

Существует подобный перечень и в нашей стране. Среди семи чудес России озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, Долина гейзеров, горные хребты Республики Коми, Мамаев курган и Собор Василия Блаженного, по праву считающийся «визитной карточкой» нашей страны.

Собор Василия Блаженного - русское чудо света