Мы уже посвятили отдельную статью бронзовой статуе Давида, созданной великим мастером Донателло. Но этот скульптор никогда не считался «чудом одного хита» - аналогом группы-однодневки современного мира, выстрелившей раз, но больше не сумевшей повторить подобный успех. Напротив, вся жизнь Донателло – это последовательность шедевров, изменивших мир. Убери Давида, останется конная статуя Гаттамелаты. Вычеркни и её из истории искусства, никуда не деть плеяду произведений, и по сей день восхищающих тех, кому посчастливилось оказаться поблизости. Поэтому было бы несправедливо не рассказать и о других работах мастера. О всех его «четырёх четвертях пути» - творческой дороге, которую он сумел до самых последних шагов пройти достойно.

Детство и период обучения

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный нам под именем Донателло или «маленький Донато» (donato - «дарёный»), родился между 1382 и 1387 годами во Флоренции (наиболее вероятной датой рождения считают 1386 год). Большой удачей и для него самого, и для мира искусства в целом, стало то, что отец, желая лучшей доли для сына, чем мастерство чомпи (чесальщика шерсти), которым зарабатывал на жизнь он сам, потеряв состояние, старался пристроить ребёнка в места, где тот мог обучиться чему-то выгодному. Здесь стоит вспомнить, что летом 1378 года эти земли были охвачены восстанием чомпи, вынужденными сражаться из-за тяжёлых условий труда и скудной оплаты. Тем не менее, после разгрома восставших во Флорентийской республике установилось олигархическое правление, которое способствовало процветанию в сравнении с соседними регионами и расширению мощи Флоренции. Образование мальчик получил в доме Роберто Мартелли. После смерти отца Донателло успел побывать в Пистойе, расположенной неподалеку от Флоренции, где обучался ювелирному делу (именно во время пребывания там имя Донателло впервые упоминается в протоколах в связи с дракой и последовавшим за ней судом). Практику юноша проходил, помогая отделывать серебряные фигуры алтаря Святого Иакова молодому скульптору Филиппо Брунеллески. Дружба, невзирая на постоянное творческое соперничество, между этими мастерами сохранилась на многие годы. В 1402 году они вместе отправляются в Рим изучать античное искусство.

Портрет Донателло в издании «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» (1568 г.)

В 1404 году (по другим источникам, годом ранее) Донателло возвращается во Флоренцию, где удача улыбается ему ещё раз. Юноша попадает в мастерскую тогда ещё безвестного Лоренцо Гиберти, который и сам ненамного старше Донателло. В 1401 году проект Гиберти по оформлению северных ворот флорентийского баптистерия победил в конкурсе, обеспечив мастерскую талантливого скульптора работой на много лет вперёд. Донателло в качестве подмастерья успешно работал с Гиберти до 1407 года, пока не решился на самостоятельную деятельность. Считается, что здесь он полноценно освоил бронзовое литьё, а резьбе по камню его обучил Нанни ди Банко.

Ранний период творчества (1408-1433)

Покинув Гиберти, Донателло не остался без заказов, однако точно указать самую раннюю его самостоятельную работу пока невозможно. Некоторые искусствоведы считают, что первыми на свет появились две фигуры пророков (выплаты за них произведены 1406 и 1408 гг.), очень непохожие по стилю. Поэтому ряд историков сейчас предполагает, что одну из них выполнил Нанни ди Банко, которому Донателло оказывал посильную помощь, а авторство второй спорно. В ряд первых работ ещё ставят деревянное распятие, ныне хранящееся во флорентийской церкви Санта-Кроче. И здесь снова жесточайшие споры по дате, так как одни считают, что эта фигура выполнена в 1407-1408 гг., и могла послужить толчком для раскритиковавшего её за «крестьянский вид» Брунеллески на создание распятия для храма Санта-Мария-Новелла (первая половина 1410 гг.). Другие датируют творение Донателло 1412-1413 гг. (но при этом оно всё ещё могло послужить причиной творческого спора с Брунеллески, о котором упоминает Вазари). А третьи относят создание этого распятия к 1415-1425 гг., и тогда в рядах первых работ оно уже значиться не может.

«Давид» (мрамор)

Поэтому первой скульптурой Донателло с относительно ясной датировкой стал «Давид», созданный в 1408-1409 гг. и предназначенный для контрфорса флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре. Красота скульптуры и тщательность её проработки не могли быть оценены при отдалённом рассмотрении, поэтому с контрфорса статую перенесли в Палаццо Веккьо, где в 1416 году Донателло доработал образ Давида. Казалось бы, логично было идти колеёй предшественников, показав библейского героя стареющим правителем с челом, на котором отпечатались годы и мудрость. Царём, держащим свиток с законами или лиру. Но Донателло решает показать тот миг, когда судьба Давида сделала резкий поворот при помощи камня, метко пущенного в голову великана Голиафа. В результате перед зрителями предстал изящный и юный герой, почти мальчик, в котором бурлит жизнь. Его нога попирает голову соперника, поверженного в поединке, который Давид выиграл лишь точным расчётом и капелькой чуда, в котором увидели божье провидение. Это первый большой шаг к бронзовому «Давиду», который перевернёт искусство того времени и прославит Донателло на века.

Статуя сидящего Иоанна Богослова

В 1408 году четвёрка скульпторов получает заказ на статуи евангелистов для фасада кафедрального собора во Флоренции. Нанни ди Банко творит образ Святого Луки, Николо Пьетро Ламберти передаёт своё видение Святого Марка, над Святым Матфей работает Чуффаньи, а Иоанн Богослов достаётся Донателло. Чем же примечательна статуя сидящего Иоанна Богослова? Новаторством считается отход Донателло от прежних бестелесных образов, когда религиозные фигуры получали эфемерные черты, что отделяло их от народа, представляя кем-то в ряду надмировых сил. И здесь Донателло повёл себя не так, как все. В его Иоанне Богослове первично не божественное, а человеческое. Перед нами словно человек из толпы, но в то же время рядовым среднестатистическим жителем его не назвать. Невзирая на возраст, Иоанн Богослов показывает нам серьёзность и твёрдость, скрытую внутреннюю силу и движущую энергию. Он будто одновременно и сидит, и уже стремится куда-то, увлекаемый лишь одному ему доступным пониманием чего-то важного. Эта странная двойственность и противоборство выражены также в развороте ног и головы в разные стороны, что показывает некий конфликт и подчёркивает устремлённость сидящего человека, некое движение, побеждающее статичность скульптуры из каррского мрамора. В то же время Иоанн Богослов спокоен, так как уверен в правильности уже сделанного внутреннего выбора. Начатая в 1410 году работа затянулась, и Донателло даже грозил немалый штраф в 25 флоринов, но в 1415 году статуя была завершена. За эту скульптуру Донателло получил 160 флоринов.

«Битва Святого Георгия с драконом»

Работы Донателло производят столь мощное впечатление на современников, что в 1412 году его принимают в гильдию Святого Луки, объединяющую художников, не только как живописца, но также как скульптора и ювелира. Членство в гильдии даёт Донателло доступ к заказам, оплачиваемым городскими коммунами, мастеровыми цехами и различными храмами. В период с 1411 по 1417 год скульптор работает над образами святых для фасада флорентийской церкви Орсанмикеле (San Michele in Orto). Его резцу принадлежат статуи Святого Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского, Святого Георгия, а также мраморный рельеф «Битва Святого Георгия с драконом». В этих творениях заметны те же наработки, что и в статуе сидящего Иоанна Богослова: реалистичность черт, возвышенный героизм, спокойствие, твёрдость, уверенность и мужественность. Перед нами обычные люди, но оказавшиеся способными на подвиг ради веры. Все эти качества подчёркивают правильные пропорции, передающие фигурам гармонию. Собственно, здесь будет трудиться вся команда великих флорентинцев: табернакль (дарохранительницу) уже создал в прошлом веке Андреа Орканья, над Святым Петром в 1415 году работает Брунеллески, в 1428 году Святого Стефана отольёт из бронзы Гиберти, а позже сюда пригласят Верроккьо, чтобы от сотворил Иисуса Христа и Святого Фому.

Статуя льва «Марцокко»

Соперничество Сиены и Флоренции в богатом убранстве даёт возможность скульпторам подзаработать и на стороне. В 1416 году Донателло, Лоренцо Гиберти и Якопо делла Кверча вместе начинают многолетнюю работу в Сиенском соборе. Из творений, созданных Донателло для этого храма, стоит выделить бронзовый рельеф баптистерия «Пир Ирода», надгробие епископа Гроссето Джованни Печчи, а также Веру и Надежду – двух из шести добродетелей, отлитых из бронзы и обрамляющих декоративный шестиугольник купели. Для Флоренции после завершения статуй Орсанмикеле Донателло исполнил её геральдическое олицетворение в виде сидящего льва, могучая лапа которого покоится на щите с лилией - символом города. Тогда же он получил большой заказ для колокольни собора Санта Мария дель Фьоре, в рамках которого исполнил скульптурную группу «Жертвоприношение Исаака», а также статуи четырёх пророков, из которых наиболее выразительными считаются фигуры Иеремии и Аввакума.

Гробница Бальдассаре Коша

Нетерпимость к чужим работам и творческая зависть никогда не были чертами характера Донателло, поэтому он легко работал в компании других художников и быстро сходился с ними, чтобы совместно осуществить тот или иной проект. Примером можно привести создание им в 1425 году общей мастерской со скульптором и архитектором Микелоццо ди Бартоломео. Вместе они взялись исполнить четырехметровую пристенную гробницу Бальдассаре Коша, более известного как антипапа Иоанн XXIII (в период Великой Схизмы за титул истинного папы боролись два, а с 1409 года – три исторических лица, каждое из которых имело обширную зону влияния). Донателло создал общий чертёж, включающий фигуры Веры, Надежды и Любви (трёх христианских добродетелей), но отдал все работы по мрамору Микелоццо. Сам же он выполнил статую усопшего из бронзы (по другим источникам – из сплава золота и меди). Скульптору довелось видеть Иоанна XXIII лично, поэтому он творил не только по посмертной маске, но и по своим воспоминаниям.

Последние годы раннего периода отмечены такие работами как создание формы для бюста мученика Святого Россоре (отливку бюста в 1427 году делал Джованни ди Якопо), надгробный памятник на могиле кардинала Бранкаччи и мраморный рельеф «Вознесение Марии», где фигуру Богородицы окружают семь ангелов. Далее судьба словно завершила некий эволюционный круг, вновь приведя Донателло в церковь Санта-Кроче, в украшение которой стараниями мастера добавился мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем и ангелами».

Творческий расцвет (1433-1443 гг.)

Периоду расцвета творчества Донателло искусствоведами отведено чуть более десятилетия. Ему предшествовала ещё одна длительная поездка в Рим вместе с Брунеллески, где великий скульптор уже не изучал наследие древних, а творил сам. В эти годы им созданы дарохранительница с рельефом «Оплакивание Христа», а также надгробие Джованни Кривелли в Санта Мария ин Арачели. Мастера также привлекли в помощь ювелиру Симоне Гини, работавшему над надгробной плитой папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано, где Донателло выполнил руки и голову.

Кантория

Новая жизнь по возращению во Флоренцию начинается с 10 июля 1433 года подписанием контракта на изготовление органного балкона в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (сейчас находится в музее Опера-дель-Дуомо). На создание этой кантории размером 348×570×98 см ушло около пяти лет. В том же стиле выполнена кафедра на фасаде собора в Прато. В обоих случаях целиком авторство Донателло принадлежит только самому проекту. Для исполнения на практике был привлечён не только Микелоццо и другие мастера, но даже ученики (что видно по разному уровню исполнения и проработки отдельных фигур общего сюжета). Не Донателло открыл и ввёл в искусство композиции из младенцев-путти, но именно его рельефные фигурки наполняла удивительная энергия их общей пляски, которую неизменно подмечал внимательный зритель при тщательном осмотре.

«Даже скульпторам лучшей поры Греции не удавалось подчинить такому гениально стройному ритму исступление танца. Целое море жизненной силы должно было кипеть в художнике, создавшем эти фигуры. Поистине железными кажутся нам его руки, удержавшие в строгих и связанных между собою формах выплеснутые в мир хаотические волны движения».П. Муратов

«Амур-Атис» (фрагмент)

То же бурлящее ликование жизни предстаёт в бронзовой скульптуре «Амур-Атис», изображающей радующегося мальчугана. Прежде, чем статуя получила признанное имя, велись долгие споры, кем мог быть этот юный герой: античным божеством, знаменитым героем в детстве или иным мифологическим созданием? Чинелли считал его Персеем, а Вазари – Меркурием. Кроме того, в разные годы эту статую идентифицировали как сатира и как фавна, как Атиса и как Геракла (и это ещё далеко не полный список). Всему виной большое число атрибутов, причудливо данных единственному персонажу. Тут и змея, и крылышки на ногах, и хвостик, который мог принадлежать как самому богу Пану, так и кому-то из его свиты. Высказывались мнения, что статуя добралась до наших дней не целиком, и в руках ребёнок мог сжимать лук и стрелы.

«Давид» (бронза)

Именно в это десятилетие и создаётся ещё одна скульптура Давида – на этот раз из бронзы. Та самая, что перевернула мир средневекового искусства. Сейчас бы пресса написала, что со стороны автора намеренно задумывалась провокация, а публика явно была шокирована. Но так ли это? Оглядываясь назад, можно увидеть черты бронзового Давида и в других, уже созданных скульптурах и барельефах. Разве бурление жизни в плясках младенцев-путти незаметно в облике Давида, в небрежности его позы, в лучащемся победном спокойствии? Выгнанное на века из массового искусства античное любование человеческим телом возвращается в Давиде Донателло. Но это не круг, а очередной виток спирали, когда «количество переходит в качество». Вскоре будет начата ещё одна мраморная статуя юного Давида, но работу над ней мастер так и не закончит.

Статуя Иоанна Крестителя (в центре)

Кроме бронзы Донателло творит и в иных материалах. 1438 годом датируется его деревянная статуя Иоанна Крестителя, созданная для капеллы Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Образ предтечи Сына Божьего выполнен измождённым, искорёженным тяжёлым жизненным путём. Но не сломленным, а, напротив, возвышенным. Именно такой человек и способен читать обличительную проповедь, во время которой скульптор его и запечатлел. Эту статую можно назвать отправной точкой к стилю, которому мастер следовал последние годы. Её долго относили к позднему периоду творчества Донателло, пока не обнаружили при реставрации точное указание даты – «MCCCCXXXVIII».

Рельеф «Пир Ирода»

Голову Иоанна Крестителя мастер поместил и на рельефную работу в мраморе «Пир Ирода». Донателло уже воплощал эту трагическую историю в бронзе для баптистерия Сиенны. Однако искусствоведы говорят, что мраморный «Пир» - не топтание на месте, а широкий шаг вперёд относительно композиционного построения. Кроме царя Ирода, которому показывают на подносе голову казнённого проповедника, на барельефе можно идентифицировать пляшущую Саломею. Здесь мастерство Донателло проявилось также в использовании приёма для выражения объёма картины. Если показанные на переднем плане люди вырезаны очень тщательно, то находящиеся в отдалении едва намечены линиями, словно большое расстояние скрывает их облик. Сейчас эту работу можно увидеть в Музее Изящных искусств города Лилль.

Перед тем как отправиться в Падую Донателло завершит ещё одну крупную оформительскую работу, выполнив декорирование скульптурами Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо. Можно сказать, что это очередной творческий поединок с его давним приятелем Брунеллески, ведь храм выстроен по его проекту. И, надо сказать, эта пикировка возымела результат. Брунеллески, увидев «дополнения» от Донателло, был вне себя от ярости, так как тщательно выстроенную им концепцию, опиравшуюся на плоскость, легко разрушили рельефные медальоны, а тяжеловесные и тёмные бронзовые двери контрастировали со светлыми стенами. А Донателло словно подсмеивается над другом, следуя принципу «Лучшее – враг хорошего» и нарочито оставляя в добавленных рельефах незавершённость.

Пребывание в Падуе (1443-1453 гг.)

Из «четырёх четвертей пути», которые образно представил в песне Владимир Высоцкий, третья для Донателло прошла в Падуе, где скульптор задержался на десять лет. В эту третью четверть творческой дороги мастер создал обессмертившие его имя произведения.

Алтарь Святого Антония

Если следовать сохранившимся документам, то первым, за что Донателло взялся в Падуе, стало бронзовое распятие Базилики дель Санто (Святого Антония). Искусствоведы считают, что оно задумывалось одиночным, не связанным с другими элементами оформления храма. Зритель, сконцентрированный на чувствах, заметит хотя мучительную, но сдержанную эмоциональность страдания Христа, достигнутую впалыми щеками и глубоко посаженными глазами, а также приоткрытым ртом, будто мы видим последний вход. Внимательные к деталям отметят тщательную проработку бороды, где можно разглядеть каждый волосок, что добавляет образу Христа анатомическую достоверность. Работа настолько поразила служителей храма, что Донателло тут же получает заказ на общее скульптурное оформление алтаря базилики. Это выразилось в монументальной композиции, включающей бронзовые статуи Мадонны с Младенцем и святых, рельефы «Положение во гроб» и «Мадонна с Младенцем», а также целую серию рельефов «Чудеса Святого Антония».

Конная статуя Гаттамелаты

Другим значительным произведением десятилетия в Падуе стала конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни, более известного как Гаттамелата. Искусствоведы называют её первым конным монументом Ренессанса. Считается, что многочисленные конные статуи, впоследствии украсившие площади различных городов Европы, породила именно эта работа Донателло. Мастеру удалось передать в облике всадника и черты реальной исторической личности, и образ героя. Для этого, хотя статуя является неким символическим надгробием, Донателло скинул Гаттамелате несколько десятков лет, показав его в самом расцвете сил, когда шли основные события его насыщенной жизни, возносившие его к вершинам воинской славы и посту правителя Падуи. Восхищённые произведениями Донателло жители Падуи хотели, чтобы он остался здесь до конца дней, преображая город. Но скульптора тянуло назад во Флоренцию.

Поздний период творчества (1454-1466)

«Мария Магдалена» (фрагмент)

Из работ последних лет у Донателло резко выделяются две. И первая из них – Мария Магдалена. В ней Донателло снова перевернул привычный его современникам мир. Образ цветущей, но кающейся грешницы, почувствовавшей силу и мощь Христа, стал клише для искусства тех лет. Донателло не жаждет очередного повторения, он спокойно прокручивает часы жизни молодой женщины на годы и даже десятилетия вперёд, превращая её в высохшую, изможденную постом и покаянием отшельницу. Глядя на эту старуху, зритель задумывается, а верным ли был её выбор? Донателло не даёт однозначного ответа. Нет, в образе этой Марии Магдалены не увидишь ни грамма сожаления о том, что она вступила на путь веры. Но в нём сквозит отчаяние от подступающей старости и бессилия, что мастер начинал ощущать и на себе. Мария Магдалена всё ещё прекрасна. Но от былой красоты юности остались только жалкие следы. Однако в лице явно отпечатана та красота человеческой души, перед которой отступает и старость.

«Юдифь и Олоферн»

В середине 1450-х гг. Донателло воплотил в бронзе ещё один библейский сюжет - «Юдифь и Олоферн». Возможно, это возвращение к поединку Давида и Голиафа, когда мир должен склониться перед грубой силой, но чудо меняет жизнь к лучшему. В роли Голиафа выступает жестокий Олоферн, осадивший родной для Юдифи город. В роли Давида благочестивая вдова, что преступает мораль, но идя не по дороге греха, а исходя из высшей цели спасения тех, кого она любит и ценит. И даже больше – всего города разом. Противопоставление хрупкой фигурки Юдифи, сосредоточенно готовящейся нанести удар, и опьяненного, не чувствующего близкой смерти Олоферна передано здесь мастерски, вызывая подспудное сочувствие спасительнице. Тем, кому этого не хватает, достаточно пристально всмотреться в прекрасное и величественное лицо Юдифи, чтобы почувствовать тот посыл, что из глубины прошедших веков отправил потомкам Донателло.

«О чём бы ни говорил человек, он рассказывает о себе», - гласит принцип одной из психологических школ. Его хорошо отображают последние произведения мастера, которого настигает душевный надлом из-за приближающейся старости. В душе царят печаль и усталость, и эти чувства заметны на поздних работах. Силы покидают скульптора. «Кафедру Страстей» и «Кафедру Вознесения» для церкви Сан-Лоренцо по задумкам мастера завершают уже его ученики. Наступивший паралич, наверное, был тяжким испытанием для Донателло. В голове ещё роятся образы, требующие воплощения, но руки уже никогда не смогут принести их из мира грёз в мир людей. 13 декабря 1466 года Донателло умирает, сумев за годы своей жизни переписать историю мирового искусства.

Итоги творчества Донателло

«Мадонна Челлини»

В чём же главное отличие Донателло от других талантливых современников? Почему же он стал горой среди холмов на равнине искусства? По мнению Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчётом». Эту короткую фразу можно расшифровать так, что Донателло не просто создавал какой-то образ, а органично встраивал его в окружающий мир. У других мастеров, говорил Вазари, «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Донателло, даря скульптуре или рельефу последний штрих, словно отпускал их, и они начинали жить собственной жизнью, гармонично смотрясь вне зависимости от места, где им довелось оказаться. Поэтому скульптор и стал тем, с кого началась культурная эпоха Раннего Возрождения – массивный блок в общем величественном здании всемирного искусства человечества.