Быть первым всегда нелегко, так как не на кого равняться и рядом нет тех, кто мог бы дать дельный совет. Тем ценнее опыт того, кто успешно прошёл дорогой, по которой ранее никто не хаживал. В деле масштабного производства фарфоровой посуды в Азербайджанской ССР этот путь первым преодолел Кировабадский завод имени 50-летия образования Советского Азербайджана.

Художественная мастерская завода

История Кировабадского фарфорового завода

Для быстрого ввода в строй будущим предприятиям должны были помочь стандартизация и унификация. Поэтому целую серию будущих фарфоровых заводов во второй половине 1960-х гг. поручили разработать Проектному институту № 1, располагавшемуся в Ленинграде. По данному проекту строились такие фарфоровые заводы, как Богдановичский, Кузбасский и Дальневосточный. После ввода в эксплуатацию заводов проект был признан очень удачным, а коллектив разработчиков удостоили в 1974 году серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

Курортные кружки с олимпийской символикой

Источники указывают разные годы основания завода (1970, 1971 и 1972). Известно, что в 1972 году он уже успешно работал, так как киножурнал «Новости дня» бодро отрапортовал, что производство здесь быстро наращивает темпы. Плановое задание на этот год включало 15 500 000 единиц различной фарфоровой посуды. Весь этот объём предназначался для республик Средней Азии и Закавказья.

Набор из 8 розеток с цветочным декором, фарфор, деколь, роспись, золочениеНабор из 8 розеток с цветочным декором, фарфор, деколь, роспись, золочение

Поставки новейшего оборудования для производства фарфоровой посуды в Кировабад осуществлялись из Чехословакии, имевшей огромный опыт в этой отрасли, по линии Совета экономической взаимопомощи. Завод действительно стал первенцем советской фарфоровой промышленности Азербайджанской ССР. Помочь поднять местное производство практически с нуля на высокий уровень качества приехали специалисты Дулевского завода.

Чайница с цветочным декором «XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов», фарфор, роспись, крытье кобальтом, золочениеЧайница с цветочным декором «XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов», фарфор, роспись, крытье кобальтом, золочение

Пятнадцатилетний опыт работы завода был подведён Художественно-техническим советом Минлегпрома СССР, в виде исключения перед заслугами фарфористов Азербайджана состоявшемся не в Москве, а в Кировабаде. Это позволило заводчанам представить расширенную коллекцию своей продукции. За полтора десятилетия художественная мастерская сумела разработать собственный тип восточной посуды, основанной на местных традициях, и особый стиль её декорирования. В росписи использовались орнаменты азербайджанских тканей, ковров и ювелирных изделий, а также сюжеты восточной миниатюры.

Кувшин для прохладительных напитков (гюлабдан), фарфор, деколь, золочение, перламутрКувшин для прохладительных напитков (гюлабдан), фарфор, деколь, золочение, перламутр

На пике деятельности Кировабадский завод выпускал широкий ассортимент посуды, включавший чайники и кувшины оригинальной формы, а также сосуды для шербета и гюлаба. Последний тип так и назывался «гюлабдан» (гюлаб – это ароматный состав на основе лепестков роз, которым обычно разбавляют чай и другие напитки). Затейливая вязь разработанного художниками узора выполнялась кобальтом, золотом, люстровыми и эмалевыми красками. Использование рельефной мастики создавало впечатление, что предмет не сошёл с конвейера, а выполнен вручную.

Дом с чайниками

30 декабря 1989 года городу вернули историческое название — Гянджа. Вслед за этим сменило и своё имя предприятие, ставшее Гянджинским фарфоровым заводом. В 1990-е гг. разрушились все прежние общесоюзные производственные цепочки, из-за чего в Гянджу прекратилась поставка качественного сырья. В условиях снизившегося спроса на фарфоровую посуду завод быстро стал убыточным и в 1996 году (по другим сведениям – в 1998 году) был закрыт. Под хранение коллекции фарфора отвели старинную баню «Чекек хамамы», однако в 2012 году её передали в частные руки, поэтому изделия пришлось переместить на склад. Удивительной экспозицией былого величия можно считать необычный дом с отделкой из 5000 чайников и фарфоровых изделий (бывший хозяин дома в советский период работал на заводе и накопил достаточно материала для отделки). В 2011 году поднимался вопрос о возобновлении деятельности завода, но до практической реализации составленный бизнес-план так и не дошёл.

Мастера Кировабадского фарфорового завода

Художественное отделение завода воспитало целую плеяду мастеров, благодаря которым местные изделия обрели самобытность и оригинальную роспись. Среди художников Кировабадского завода, внёсших в оригинальность предметов большой вклад, можно отметить Н. Нагиева, Г. Ибишева, А. Нуриеву, Р. Гусейнова, Т. Гасанова и С. Мамедова.

Сосуд для напитков

Но, наверное, изделия завода не были столь известны, если бы не Галиб Багиров. Окончив в юности Бакинское художественное училище им. А. Азимзаде и Высшее художественно-промышленное училище им. Строганова, он в 1971 году вернулся в родной Кировабад. На фарфоровом заводе он быстро получил должность главного художника и провёл предприятие через весь его период расцвета. В активе Багирова разработка узоров для росписи, где сочетаются национальные орнаменты и современный стиль. В 1979 году Багиров защитил кандидатскую диссертацию на тему «Художественные традиции современной бытовой керамики Азербайджана». При его непосредственном участии ряд изделий был отмечен дипломами и медалями ВДНХ. Уникальные предметы отправляли из Кировабада в Москву напрямую руководству Советского Союза. Впоследствии Багиров возглавил Гянджинское отделение Союза художников Азербайджана.

Клеймо Кировабадского фарфорового завода по годам

Фрагмент каталога

В каталоге Ивана Гольского заводу отведено две позиции. Во второй половине 1970-х гг. на изделие могли ставить либо старую, либо новую версию клейма. Например, партия фарфоровых Олимпийских Мишек, выпущенных к Летним играм 1980 года, была отмечена клеймом старого типа.

Пример клейма на предмете