Когда миллионы ножей штампуются на огромных фабриках, где множество операций делают автоматически, без участия человека, кажется, что кузнечное дело навсегда осталось в прошлом. Однако и сейчас есть немало мастеров, которые понимают, как сделать нож из куска металла, и какой кусок для этого выбрать. Зарубежные ножеделы создают целый мир вокруг своего производства, где сохраняются технологии минувших эпох. И в России тоже есть немало небольших предприятий, стремящихся показать, что нож с душой лучше безликих штамповок. Производство ножей в одной из таких мастерских возглавляет Андрей Иванович Бирюков.

Образец складного ножа

История Мастерской Андрея Бирюкова

Судя по рассказу мастера о себе, первоначально он выбрал иной жизненный путь, так как в 1992 году закончил Павловское художественно-ремесленное училище по специальности гравёр-ювелир. Возможно в ряду российских ювелиров пришло бы достойное пополнение, ведь гравировку, резьбу по дереву и сборку ножей Андрей Иванович осуществлял с 1998 года. Последнее направление очень заинтересовало его клинками. Казалось бы, изящная отделка любой нож сделает королём красоты. Но как бриллиант главенствует над оправой, так клинок играет в ноже главную роль, какова ни была его отделка.

Образец ножа с фиксированным клинком

Поняв это, Андрей Иванович в 2004 году отправился в кузницу изучать секреты клинка помощником кузнеца. Но изначально планы были большие, иначе 27 октября того же года Бирюков не зарегистрировался бы индивидуальным предпринимателем. Освоив основы кузнечного дела, Андрей Иванович арендовал подходящую кузницу и начал выпуск ножей, какими он их видел. Шаги повышения мастерства заключались в понимании, как именно превратить легированную сталь или дамаск в хорошо откованный клинок. Свои ножи Бирюков показывал на московских выставках «Охота и рыболовство на Руси» и «Клинок». Попутно он смотрел, как устроен ножевой мир за рубежом, отправившись на знаменитые американские и европейские выставки.

Клинок №7 из стали N690

Очередной этап эволюции мастерской начался в 2010 году. Пришлось оторваться от индивидуального производства, найти мастеров, между которыми распределились технологические операции, приобрести для них необходимые станки и прочую технику. Финальной точкой стало размещение выросшего производства в специально выстроенном для него здании. Так как уже пришло понимание, насколько качество ножа зависит от исходного материала, сталь решили брать от Böhler и Crucible Industries. Последующий опыт позволил расширить линейку применяемой стали, и сейчас здесь применяются такие марки, как М390, М398, S125V, 20CV, 110Х18, Elmax, ШХ15, У7, 4Х2Н4МФ и 4ХВМФС.

Складной нож № 25 REX121 ламинат

Кроме того, освоен выпуск ламинированных клинков, когда несколько сортов стали объединяют в монолит методом кузнечной варки. Такие клинки отлично режут и устойчивы к излому. А ещё они очень красивые. Рукоять легка и прочна, потому что её основа Timascus, состоящий из двух или более титановых сплавов. Накладки рукоятей здесь делают из природных материалов (ценные породы дерева) или синтетики (стекловолокно G10).

Примеры ножей Мастерской Андрея Бирюкова

Складной нож «Сигма-1»

Клинок длиной 104 мм показанной выше модели выполнен из нержавеющей стали М398, закалённой до твердости 64 HRC. Маркой М398 компания Böhler модернизировала состав сплава М390, успевшего полюбиться ножевикам. Поверхность клинка, схожая с обложкой старинной книги из качественно выделанной кожи, получена полировкой и пескоструйной обработкой. Плавность перевода клинка в открытое или закрытое состояние обеспечивает поворотный механизм на керамическом подшипнике, в состав которого также входят нержавеющая шайба и керамический шарик. На титановую рукоять положены карбоновые накладки. Весит «Сигма-1» всего 125 грамм.

Охотничий нож

В качестве примера ламинированного клинка возьмём охотничий нож, центральный слой которого выполнен из стали VANADIS-10 (заявленная твёрдость 63 HRC), а его обкладки – это нержавеющая сталь 95Х18. Клинок длиной 125 мм отполирован. К нему также применено травление. Для рукояти взяли аризонское пустынное железное дерево, которое ножевиками ценится за оригинальный узор, создаваемый причудливым переплетением тёмных прожилок. Для крепкого сцепления рукояти и клинка использовали всадной монтаж на резьбе. Весит такой нож 170 грамм. Для переноски к нему поставляются кожаные ножны.

Кухонный нож

Ножи для кухни в мастерской делали из порошковой стали CPM S90V, разработанной американской фирмой Crucible Industries. Именно такой нож показан выше. Полировку его клинка длиной 153 мм, закалённого до 62 HRC, провели пескоструйной обработкой. Рукоять выполнена из карбона. Андрей Бирюков гордится, что, несмотря на массивный вид, его кухонные ножи достаточно легки. Например, приведённый образец весит полторы сотни грамм. Впоследствии решили отдать приоритет стали Elmax, которую производит шведско-австрийская компания Böhler-Uddeholm. Элмакс демонстрирует прекрасную стойкость к образованию ржавчины. После закалки этой марки стали можно придать высокую твёрдость, что сохранит остроту лезвия на длительный период. Кроме того, она пластична, выдерживая без деформации и надлома высокие механические нагрузки.

Клеймо ножей Андрея Бирюкова

Здесь пока всё очень просто. Основу клейма составляет монограмма, созданная слиянием двух букв – «А» и «Б» (Андрей Бирюков). В состав клейма также могут входить указание на марку стали и заявленная твёрдость по системе Роквелла (показатель HRС).

Образец клейма