Первая в мире точилка для карандашей была запатентована в 1828 году во Франции. С течением времени появились разные виды точилок: призматические «карманные», «чинки» с линейным лезвием, массивные стационарные с планетарным механизмом. В этой статье мы поговорим о советской цилиндрической точилке ШПР-164.

Точилка ШПР-164

Механическая точилка для карандашей ШПР-164 отлично чинит графитовые и цветные карандаши разной толщины (от 7 до 12 мм) и формы. Устройство ценилось благодаря износостойкому механизму и прочному корпусу, выполненному из алюминиевого сплава.

Передний стальной диск с зажимом для карандашей

Передняя часть представляет собой выдвигающийся стальной диск. Карандаш фиксируется зажимом, состоящим из 6 зубчатых захватов, который раздвигается с помощью двух ручек-лепестков. Снизу устройство оснащено бункером для сбора стружки, который сделан из пластмассы. Для заточки карандаша нужно вращать ручку. Вся конструкция крепится к столешнице струбциной, резиновые ножки делают ее более устойчивой.

Стальная фреза, установленная в металлический корпус точилки

Пишущие принадлежности заостряются с помощью фрезы. Она установлена под углом и крутится за счет планетарного редуктора. Подобными устройствами для коллективного пользования оснащали школы и предприятия. Фрезу можно было приобрести отдельно за 1 рубль 15 копеек. Сама точилка в разные периоды стоила 5 или 6 рублей.

Фреза для точилки ШПР-164

ШПР-164 выпускали на владимирском заводе «Автоприбор». Предприятие по производству приборов и инструментов для автомобильной промышленности открыли в 1932 году во Владимире. Завод назвали «Автоприбор». В 1939 году выпустили первый таксометр. Всего за 8 лет количество наименований продукции увеличилось с 5 до 69.

Эмблема завода «Автоприбор»

Во время Великой Отечественной войны предприятие изготавливало продукцию для фронта: боеприпасы, приборы для спецавтомобилей, мотоциклов, авиации. В этот период заводу вручили Красное Знамя ГКО, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Со второй половины 1940-х годов производство вернулось на мирные рельсы. Выпустили приборы для легковых и грузовых машин. В 1970-е годы построили новые производственные корпуса, освоили станки с программным управлением.

Точилка (вид снизу). Резиновые ножки на нижней стороне корпуса

В первой половине 1990-х годов «Автоприбор» стал акционерным обществом открытого типа. В начале 2000-х предприятие стало одним из лауреатов конкурса «1000 лучших предприятий России». В 2006 году провели реконструкцию, наладили сотрудничество с крупными автозаводами. Сейчас НПК «Автоприбор» остается одним из лидеров среди производителей комплектующих для автомобилей.

Точилка ШПР-164

Точилки ШПР выпускали примерно до конца 1980-х годов. Сейчас их можно купить на вторичном рынке. Устройства до сих пор справляются со своими функциями, исправно затачивают карандаши разной формы и толщины.