Сысертский фарфор — повседневная посуда и вазы, подарочные сервизы и статуэтки, расписанные по технологиям старинных гончарных промыслов. Продукцию Сысертского фарфорового завода покупают для использования в быту, украшения интерьера, пополнения коллекции.

История Сысертского фарфора

Гончарный промысел на Урале развивался с древних времен. Мастера работали с белыми и цветными глинами. В регионе сформировался собственный стиль, для которого были характерны округлые формы, плавные линии, гармоничные пропорции. Широкие мазки выполнялись одним движением кисти, растительные мотивы наносились с разным нажимом. Техника росписи напоминала гжель.

Штоф для напитков с цветочным декором, фарфор, роспись, золочение, 1970-1990 гг.Штоф для напитков с цветочным декором, фарфор, роспись, золочение, 1970-1990 гг.

Предприятия возникали вокруг глиняных месторождений. Сырье было не таким белым, как в других регионах, из него делали ходовые практичные изделия: латки (утятницы), кувшины, кружки, горшки, кринки. Сысертские гончарные мастерские кустарного типа специализировались на производстве массовой посуды, игрушек. В 1928 году на базе дореволюционной мастерской братьев Харитоновых «Гончарка» создали артель «Челюскинцы» по производству керамики. Постепенное слияние местных предприятий схожих видов деятельности породило крупную артель «Промкооператор».

В 1960 году её переименовали в «Сысертский завод керамических изделий». На СЗКИ появляются новые цеха, современное оборудование. Молодые художники Н.Ф. Малышев и Н.С. Иноземцев, получившие образование в Абрамцевском училище им. Васнецова, занялись развитием художественного направления. Иноземцев искал сырье, подходящее для изготовления тонкостенной белоснежной продукции. Из Дулево привозили золото, люстр, пигменты для росписи. Первый сервиз Николая Сергеевича — «Колокольчики». Мастер использовал для декора полихромные растительные мотивы.

В середине 1960-х гг. ассортимент расширился, формы и роспись стали сложнее и разнообразнее. Появлялись новые сервизы, статуэтки, столовые приборы, вазы, сувениры. Большая часть изделий выполнялась вручную. В начале 1970-х гг. на производстве фарфора работало 4 сотни человек. Технологии совершенствовались, мастера искали собственный «почерк». Главным мотивом стал флористический узор, который уральские умельцы издавна использовали в домовой росписи. Потребителей привлекало современное звучание фольклорных мотивов.

Кувшин с изображением тюльпана, фарфор, деколь, 1962-1977 гг.Кувшин с изображением тюльпана, фарфор, деколь, 1962-1977 гг.

С 1977 года предприятие стало называться «Сысертский завод художественного фарфора». В начале 1980-х гг. в творческой лаборатории при заводе занимались повышением качества продукции, чтобы ее белизна и просвечиваемость соответствовала мировым стандартам. Изделия стали обжигать в современных электропечах при более высоких температурах, часть тяжелой работы автоматизировали, образцы продолжали расписывать только вручную.

После распада СССР завод сменил форму собственности на ЗАО, но для фарфоровой промышленности наступили тяжелые времена. В 1998 году ЗАО «Сысертский фарфор» получило заказ на реставрацию иконостаса Николаевского монастыря (Верхотурье), аналогичный проект выполнили и для Храма-на-крови (Екатеринбург). С 2004 года в связи с очередной сменой формы собственности оно называется ООО «Фарфор Сысерти».

Продукция

Статуэтка «Хозяйка Медной горы», фарфор, роспись, люстр, золочение, скульптор С. Синявская, 1960 годСтатуэтка «Хозяйка Медной горы», фарфор, роспись, люстр, золочение, скульптор С. Синявская, 1960 год

Главной «изюминкой» фарфорового завода стали статуэтки по сказам П.П. Бажова. К персонажам Павла Петровича обращались художники Дулёво, Барановки, Гжели, но сысертским мастерам удалось наиболее точно передать в фарфоре самобытность уральского фольклора. Малая пластика Иноземцева, Малышева, Синявской, Прокопенко близки к народному творчеству и формами, и цветовыми решениями.

Набор из двух чайников с цветочным декором, фарфор, ручная роспись, золочение, 1977-1991 гг.Набор из двух чайников с цветочным декором, фарфор, ручная роспись, золочение, 1977-1991 гг.

Еще одна «визитная карточка» местного фарфора — роза ругоза. Цветок махрового шиповника появился на сысертских сервизах в начале 1970-х годов. Его традиционно выписывали без отрыва кисти, изменяя степень нажима, чтобы придать мазкам разную яркость и толщину.

С конца 1990-х гг. на заводе стали изготавливать иконостасы. Элементы изготавливают с применением 3D-графики. Также выпускают кадильницы, лампады, подсвечники.

Клейма Сысертского фарфорового завода по годам

Типовые клейма Сысерти