Первые торговые автоматы изобрели еще в конце XIX столетия. Век пара и железа породил причудливые машины, выдававшие товар без участия торговца. Такие предметы были в диковинку людям, и как магнит притягивали первых покупателей. Коммерсанты Европы и Северной Америки быстро осознали перспективность направления, и потому новый вид торговли скоро встал на ноги. Только в Соединенных Штатах к 1930-м годам насчитывалось свыше 2 миллионов торговых аппаратов. В Советском Союзе они массово появились к середине 1950-х по инициативе Н.С. Хрущева (небольшое количество имелось еще с 1930-х), желавшего во многом скопировать опыт США. Но торговые автоматы очень плохо уживались с огромной и неповоротливой плановой экономикой, ведь они задумывались как новое слово в мелком бизнесе. Человек, скопивший небольшой капитал, мог приобрести на свои деньги несколько новомодных машин для розничной торговли и поставить их в людном месте. Например, договориться с администрацией какого-нибудь завода, ведь даже в США столовые на производстве появились далеко не сразу. Рабочие вынуждены были приносить в цех узелки с домашней едой, что несло свои неудобства, и поэтому возможность быстрого перекуса за несколько монет принималась с радостью. Конечно, предприниматель оплачивал немалую аренду, нес все расходы по снабжению товаром и ремонту, только относился он к аппаратам со всем вниманием собственника. Увы, такой подход со стороны госчиновников невозможен: советские управленцы видели в торговых аппаратах скорее тяжкую обузу, чем благо. Машины требовалось своевременно обслуживать, завозить припасы, списывать испорченные продукты – все это тянуло за собой гору бумажной отчетности при той же зарплате. А за халатное отношение к документам чиновник вполне мог стать объектом внимания ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности при МВД СССР), не сулящим ему ничего хорошего. Наверное, именно поэтому торговые автоматы не стали популярными в Советском Союзе, и в итоге ушли в историю задолго до его распада (обслуживалось максимум около 50 тысяч единиц).

В некоторых советских аппаратах использовались специальные жетоны вместо монет. Тому было сразу две причины: во-первых, снижалась вероятность, что средство платежа заклинит в аппарате, во-вторых, сжульничать при покупке становилось куда труднее. Если в случае с приемом монет можно было исхитриться и бросить в прорезь металлический кружок равного диаметра и массы, то с жетоном такой номер не проходил. Обратите внимание, что на оборотной стороне часто имеется один или даже пара продольных вырезов, делающих фальсификацию очень долгим и хлопотным вопросом. Малейшая неточность в размере желобов делала невозможной покупку на поддельные жетоны. К тому же настоящие чеканились из латуни или бронзы, немного отличаясь в диаметре, поэтому «поймать» нужный вес было очень непросто.

Этот бронзовый жетон весьма редкий, ведь он использовался еще во времена, когда в Советском Союзе работали всего две закусочных с торговыми автоматами: «Москва» в столице и «Дружба» в Ленинграде. Надпись «№5» на лицевой стороне относится не к ресторану, а к одному из стоявших там аппаратов. Использоваться сей жетон мог в 1937-1955 годах. Аббревиатура «Н.К.В.Т.» на реверсе означает «Народный комиссариат внутренней торговли». Отмечаем два узких выреза и три звезды между ними.

Жетон НКВТ СССР №5 для торгового автоматаЖетон НКВТ СССР №5 для торгового автомата

В начале массового выпуска жетонов их внешний вид сильно изменился. По номеру на лицевой стороне определялось, что можно было купить за конкретный экземпляр. На жетоны со значениями от 1 до 4 приобретались спиртные напитки – в основном вино или пиво. Для этих товаров использовались показанные ниже платежные средства. Различаются они не только цифрами, но и выемками на реверсе по бокам от вырезов. Вообще, мы насчитаем более сотни разновидностей жетонов Министерства торговли, если обратим внимание на все возможные особенности, включая шрифт.

Жетон министерства торговли СССР №2Жетон министерства торговли СССР №2

Жетон Министерства торговли СССР №4Жетон Министерства торговли СССР №4

Примерно вот так выглядели торговые автоматы для разливного пива. К ним прилагалось несколько стаканов, которые ставили под кран после оплаты жетоном. Возможно, по современным стандартам такое покажется антисанитарией, но тогда общество реагировало не столь остро.

Аппарат для продажи пива

Жетоны номер 12 и 13 использовали для покупки разливных соков. У второго образца желоб на реверсе только один, и без боковых выемок. Любопытно, что в советские автоматы заливался сок без мякоти и максимально жидкий, чтобы избежать постоянной чистки емкости на 30 литров. Теоретически весь объем могли раскупить не менее, чем за час: производительность аппарата была невысокой.

№5  Жетон Министерства торговли СССР №12№5 Жетон Министерства торговли СССР №12

Жетон Министерства торговли СССР №13Жетон Министерства торговли СССР №13

Аппарат для продажи сока

Жетон с номером 17 вкладывались в торговые аппараты для горячих напитков, таких как чай или кофе, в отдельных случаях какао. По государственным стандартам не допускалась температура жидкости в стакане ниже 65 и выше 75 градусов по Цельсию.

Жетон Министерства торговли СССР №17Жетон Министерства торговли СССР №17

Аппарат для продажи горячих напитков

Средства платежа с числами 19 и 20 приобретались для покупки холодных закусок, бутербродов и кондитерских изделий. В людных местах выставлялись как одиночные, так и спаренные аппараты, чтобы избежать слишком длинной очереди.

Жетон Министерства торговли СССР №19Жетон Министерства торговли СССР №19

Жетон Министерства торговли СССР №20Жетон Министерства торговли СССР №20

Аппарат для продажи закусок