Монах Киево-Печерского монастыря Нестор считается первым древнерусским агиографом – богословом, который изучал и описывал жития святых. Считается, что Нестор Летописец, он же Нестор Печерский или Нестор Киевский, родился примерно в 1056 г. на Белом Озере, прожил около 60 лет и скончался в 1114 г. В истории он известен прежде всего, как один из авторов «Повести временных лет», которая датируется 1110-1118 гг. Как агиограф, летописец Нестор составил «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Для этого он изучил древний разрозненный летописный материал, упорядочил его и превратил в логически связанную историю.
Нестор Летописец, современная картина
Фрагмент картины Васнецова и реконструкция облика Нестора Летописца по черепу
Нестор Летописец на ксилографии 1661 г.
В «Житии Бориса и Глеба» Нестор к каждой из описанных им ситуаций подбирал аналогии из мировой или библейской истории. Он добавил неизвестные по летописям факты из юности страстотерпца Бориса и, как все агиографы, добавил от себя те элементы из жизни святого, о которых не нашел документальных сведений. В этом произведении Нестор Летописец впервые описывает Крещение Руси князем Владимиром как всеобщее торжество и радость. Для Нестора святые братья являют собой идеал христианского правителя, обладая набожностью, милосердием к сиротам и вдовам, почитанием старших и готовностью жертвовать собственной жизнью ради жизни других. «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» датируется теми же годами, что и «Повесть временных лет», около 1110 года.
Феодосий Печерский (ок. 1008 или ок. 1036 – 1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря, является святым православной и двух греко-католических церквей. «Житие Феодосия Печерского» Нестор написал позже «Жития Бориса и Глеба», так как в нем он сообщает о составлении предыдущего труда. В этом Житии летописец указывает о себе, что был пострижен в монастыре при игумене Стефане, занимавшем этот сан в 1074-1078 гг., и им же был возведен в сан диакона. «Житие Феодосия Печерского» оказало большое влияние на агиографию Владимиро-Суздальской и Московской Руси. Многие летописцы использовали встречающиеся в нем мотивы и образы при написании авторских житий православных святых.
О Несторе, как о монахе Киево-Печерского монастыря, имеется несколько упоминаний в «Повести временных лет». Именно они дают возможность считать его одним из авторов этой древнерусской летописи. Никаких подробных и достоверных сведений о жизни Нестора, о его внешности и характере, не сохранилось.
Некоторые письменные источники позволяют сделать вывод, что 17-летний Нестор подвизался в послушничестве в Киево-Печерском монастыре, который строил преподобный Феодосий, пока преподобный Антоний посвящал себя подвигу безмолвия в пещере. Можно предположить, что Нестор обучался иночеству на примере Антония и Феодосия Печерских, будучи скромным и смиренным монахом. Об этом можно судить по эпитетам, которые использовал летописец при описании своей личности: «невежда», «недостойный», «грубый», «исполненный множества грехов», «меньший всех в монастыре».
Скульптура Нестора Летописца работы М. Антокольского, 1890 г.
Нестор Летописец. Фрагмент современной иконы
Фрагмент современной иконы Нестора Летописца
За благочестивый и праведный характер игумен Иоанн поручил будущему летописцу в 1091 г. отправиться на поиски мощей преподобного Феодосия, которые и были чудесно обретены руками Нестора и еще двух монахов. Историки религии до сих спорят относительно авторства некоторых летописных фрагментов, принадлежащих Нестору. Например, слог «Жития Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» отличается своеобразием и не похож на манеру письма составителя «Повести временных лет». Однако нельзя не учитывать, что агиографические тексты, как жития святых, должны отличаться по стилю от таких беспристрастно документированных материалов, как летописи. Несомненно, что Нестор Летописец сыграл ключевую роль в формировании русской истории и культуры, по праву почитаясь как первый православный религиозный историограф.
Можно считать, что именно Нестор дополнил «Повесть временных лет» сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Он также использовал «выжимки» из устных свидетельств – рассказов старцев, торговцев, воинов и путешественников. Для преподобного Нестора история Руси являлась историей восприятия христианской проповеди. Поэтому он фиксирует в летописи первое упоминание о славянах в церковных источниках (866 год), подробно рассказывает о деятельности святых Кирилла и Мефодия, о крещении равноапостольной Ольги в Константинополе. Именно Нестор Летописец ввел в «Повесть…» рассказ о первом православном храме в Киеве, о проповедническом подвиге варягов-мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.
В 1661 г. в старопечатном сборнике историй о монахах-подвижниках и их наставлениях, который называется патерик или отечник, который издал Киево-Печерский монастырь, появилось житие Нестора Летописца. Димитрий Ростовский (1651-1709), епископ РПЦ, митрополит Ростовский и Ярославский, автор известного сборника «Книга житий святых», включил в него и житие Нестора Летописца.
Вид на Киево-Печерскую лавру в XIX в.
Памятники Нестору в Великом Новгороде и Борисполе
Орден Нестора Летописца II ст.
Известно, что церковная служба святому Нестору была составлена после 1763 г. Как и другие Печерские подвижники, Нестор Летописец был причислен к лику святых в XVII столетии, а в XVIII веке последовала общерусская канонизация, причем точные годы этих событий неизвестны. Церковная память этого святого празднуется 27 октября по старому стилю (9 ноября по новому), а выбор дня памяти, как у многих других Печерских старцев, определялся именем. Так, 27 октября отмечается день памяти соименного ему святого Нестора Солунского, мученика, принявшего смерть в самом начале IV века, так что к каким-либо событиям из жизни Нестора Летописца эта дата не имеет отношения.
Облик Нестора Летописца известен по картине В.М. Васнецова, написанной в 1885–1896 гг., и скульптуре М.М. Антокольского 1890 г. В 1980-е гг. советскими учеными были проведены исследования мощей многих преподобных отцов, погребенных в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в т.ч. и Нестора. Московский антрополог С.А. Никитин, ведущий специалист в области медико-криминалистической идентификации личности, выполнил пластическую реконструкцию внешнего облика нескольких Печерских монахов. При этом он использовал метод знаменитого антрополога-реконструктора М.М. Герасимова. По черепу был восстановлен вероятный облик Нестора Летописца – фото этого портрета легко находится в Интернете. Также было выяснено, что рост Нестора составлял всего 160-163 см.
В память известного летописца в СССР, а позже в России и на Украине, были выпущены почтовые марки. Украинская православная церковь Московского патриархата в 2013 г. учредила Орден преподобного Нестора Летописца трех степеней. В Киеве, Луганске, Борисполе и Владимире установлены памятники Св. Нестору. Его фигура увековечена на барельефе «1000-летие России» в Великом Новгороде. В Киеве в 2010 и 2013 гг. были возведены 2 храма в честь Преподобного Нестора Летописца, а в 2006 г. Национальный банк Украины выпустил золотую юбилейную монету «Нестор-летописец» достоинством 50 гривен.
Марки, монеты и книга, посвященные Нестору Летописцу