Святые страстотерпцы Борис и Глеб являют собой образец христианской братской любви. Они совершили нравственный подвиг, приняв мученическую смерть, лишь бы не разжечь междоусобную войну и не пролить братскую кровь. Борис и Глеб - первые святые, которые были прославлены и Византийской, и Русской Церковью. Это русские святые, которые стали первыми перед Христом Спасителем ходатаями и молитвенниками за Русь. По мнению православных священнослужителей, «подвиг Бориса и Глеба заключался не в том, что они противодействовали злу острыми копьями своих воинов и дружин, а в том, что они противодействовали злу, чтобы оно не поселилось в их сердцах».

Борис и Глеб. Фрагменты икон XIII в.Борис и Глеб. Фрагменты икон XIII в.

Фрагмент иконы Бориса и Глеба 1700-х гг.Фрагмент иконы Бориса и Глеба 1700-х гг.

Св. Борис и Глеб на росписи Исаакиевского собораСв. Борис и Глеб на росписи Исаакиевского собора

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Киевского Владимира (960 -1015) от его жены, византийской царевны Анны (963-1011), единственной сестры императора Византии Василия II (976-1025). Креститель Киевской Руси, князь Владимир Святославович принял христианство по греческому обряду в 988 г. и сделал христианами всех своих 17 детей от разных жен и наложниц. При святом крещении Борис (990-1015) получил имя Роман, а Глеб (991-1015) – имя Давид. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Единственными историческими документами, описывающими жизнь и гибель братьев, являются «Сказание о Борисе и Глебе» монаха и писателя XI в. Иакова Черноризца и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», которое Нестор Летописец написал примерно в 1115 г.

Старший брат, Борис, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития угодников Божиих. Младший, Глеб, с раннего детства во всем подражал брату и воспринял от него стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Как пишут жития этих святых, братья отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью. В 20 лет Борис Владимирович стал Ростовским князем, до этого владея Муромом. Глеб Владимирович с 1013 и до самой смерти был Муромским князем. Их единокровными братьями, среди прочих, были Святополк Окаянный (979-1019) и Ярослав Мудрый (978-1054). Именно Святополк стал убийцей своих братьев, планируя уничтожить всех наследников отца, чтобы единолично властвовать всеми отцовскими вотчинами. Этим поступком, как и долгой кровавой борьбой с братом Ярославом, он и заслужил прозвище Окаянного.

Видение Св. Бориса и Глеба. Картина 1889 г.Видение Св. Бориса и Глеба. Картина 1889 г.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой. Картина 2001 г.Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой. Картина 2001 г.

Св. Борис и Глеб на корабле. Современный рисунокСв. Борис и Глеб на корабле. Современный рисунок

Летописцы называют Святополка «сыном двух отцов». Он стал единственным русским князем, у которого оказался отчим Рюрикович, так как после гибели Ярополка Святославича в 978 г. его победитель и единокровный брат Владимир взял в жены вдову своего брата, вероятно, уже беременную Святополком. Его примерным ровесником был родной сын Владимира, Ярослав, который княжил в Новгороде. Не желая платить дань Киеву, он решил побороться со своим отцом, а после его смерти – со Святополком, который занял Киевский престол. В ходе усобицы Ярослава и Святополка последний пожелал избавиться от конкурентов и в будущем возможных союзников Ярослава – братьев Бориса и Глеба.

Перед смертью Владимир в 1015 г. призвал Бориса в Киев. Вскоре после его прибытия стало известно о нашествии печенегов, к которым Святополк часто обращался за помощью при реализации своих захватнических планов. Отец послал Бориса с дружиною отразить нападение, однако им не удалось обнаружить врага. По пути в Киев Борис встал лагерем на реке Альта, где до него дошла весть о смерти отца и занятии Киевского престола братом Святополком. Согласно канонической версии жития, дружина Бориса предложила ему идти на Киев, чтобы свергнуть Святополка с княжеского престола. Молодой князь отверг это предложение и отказался пойти с мечом на своего старшего брата. Недовольная дружина покинула Бориса и отправилась в Киев, чтобы вступить на службу к Святополку, и Борис Владимирович остался в лагере только с ближними слугами – отроками. В летописи приводятся слова Бориса: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец. Поэтому что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом - ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?»

Святополк, зная о том, что народ и дружина любят и почитают Бориса за его смирение, благочестие и справедливый характер, решил избавиться от возможного конкурента на престол и подослал к нему убийц. Те прибыли к лагерю князя, дождались, пока он не отойдет ко сну после вечернего моления, и ворвались к спящим в шатер. Они пронзили копьями безоружных Бориса и его слугу, венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего 25-летнего Бориса убийцы завернули в полотно шатра и повезли в Киев. Святополк, узнав от гонца, что брат Борис был еще жив, послал двух варягов прикончить его. Наемники пронзили Бориса мечами в сердце, его тело доставили в Вышгород и погребли в церкви св. Василия.

Борис и Глеб. Фрагмент картины Н.Рериха 1942 г.Борис и Глеб. Фрагмент картины Н.Рериха 1942 г.

Святополк с женой на картине 1892 г.Святополк с женой на картине 1892 г.

Борис и Глеб. Современная храмовая росписьБорис и Глеб. Современная храмовая роспись

Позже некоторые историки выдвинули теорию, что в убийстве повинен не Святополк, а те самые наемные убийцы – варяги, которых будто бы послал другой брат Бориса - Ярослав Мудрый. Однако никаких логических и исторических обоснований эта теория не нашла.

Избавившись от Бориса, Святополк опасался, что его единоутробный брат Глеб начнет мстить, и призвал того в Киев будто бы для участия в поминальных обрядах отца. Когда Глеб с дружиной достиг Смоленска, он получил известие от Ярослава Мудрого, что Святополк убил его брата Бориса и теперь намеревается расправиться с Глебом, поэтому ему нельзя ехать в Киев. Святополк точно так же подослал к Глебу убийц, которые даже не стали марать своих рук – они заставили повара зарезать своего князя. Тело убитого было похоронено в пяти верстах от Смоленска на берегу Днепра 5 декабря 1015 г.

Русские князья-страстотерпцы Борис и Глеб, исполненные христианских добродетелей, не хотели братоубийственной распри и погибли. В этом же году Святополк избавился еще от одного брата – древлянского князя Святослава Владимировича. Тот, узнав про убийство братьев, попытался бежать в Венгрию, но был убит в Карпатах наемниками – посланцами Святополка.

Сам властолюбивый и коварный Святополк не избежал расплаты – в 1016 г. против него с новгородскими и варяжскими войсками выступил Ярослав Владимирович. Дождавшись удобного момента, когда Святополк пировал со своей дружиной на Днепре, он разбил войско Киевского князя, который сбежал в Польшу под защиту отца своей жены, князя Болеслава Храброго. Здесь он сформировал новое войско, состоящее из поляков и печенегов, и в 1018 г. двинулся на Киев. Ярослав был вынужден удалится в Новгород, а Святополк занял Киевский престол. Однако, не желая содержать наемное войско, он разорвал союз и отправил поляков домой. Узнав о том, что князь остался без военной поддержки, Ярослав с варягами сошлись со Святополком в битве на Альте. Сражение происходило возле тех мест, где четырьмя годами ранее был убит Борис. Согласно новгородской летописи, Святополк был разгромлен и бежал к печенегам. «Повесть временных лет» сообщает, что братоубийца был наказан параличом и безумием, и дальнейшие упоминания Святополка отсутствуют. В 1019 г. Ярослав Мудрый занял Киев. По его приказу останки Глеба разыскали и погребли рядом с могилой Бориса у церкви Святого Василия.

Борисоглебский собор в ЧерниговеБорисоглебский собор в Чернигове

Памятник Борису и Глебу в ДмитровеПамятник Борису и Глебу в Дмитрове

Памятник Борису и Глебу в Борисоглебске Воронежской обл.Памятник Борису и Глебу в Борисоглебске Воронежской обл.

Считается, что почитание Бориса и Глеба началось после постройки в 1021 году в Вышгороде первой деревянной церкви во имя этих святых. Сюда перенесли их мощи, обретенные после пожара, который уничтожил церковь Святого Василия. Братья были канонизированы в 1039 г. как страстотерпцы, то есть принявшие мученическую смерть не от гонителей христианства, а от единоверцев. Их христианский подвиг состоял в беззлобии и непротивлении врагам. Братьям было установлено не местное, а общецерковное почитание, что сделало их покровителями земли Русской. Кроме того, Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви.

В честь святых Бориса и Глеба были построены Новоторжский монастырь в Торжке и Нагорный монастырь в Переславле-Залесском. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове. Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне. Борисоглебские храмы были построены в Ростове, Муроме и Рязани. Святых Бориса и Глеба почитают в Греции, Армении, Болгарии и Сербии. Всего в России и за рубежом построено свыше трёх десятков религиозных сооружений, посвященных этим православным святым. Князья Борис и Глеб – небесные заступники Русской земли, покровители православной молодежи, защитники от вражды и помощники при разрешении конфликтов миролюбивым путем. Именно они явились святому Александру Невскому накануне Ледового побоища в 1242 г. и великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы в 1380 г.