Немецкие предприниматели много веков играли позитивную роль в развитии русских земель, становясь российскими подданными. Александр Генрихович Штанге – представитель обрусевшего семейства немецких дворян, не потерявшего, впрочем, связи с исторической родиной. Александр Генрихович – удивительная личность, сочетавшая в себе черты мудрого промышленника и ярого революционера. Исключённый из Санкт-Петербургского университета за участие в революционном движении, Штанге проживал под надзором в Дерпте (ныне Тарту, Эстония), где успешно окончил местный университет.

Ложки из состава сервировочного прибора «Тройка» (нержавеющая сталь)Ложки из состава сервировочного прибора «Тройка» (нержавеющая сталь)

История Павловского завода имени Кирова

Постоянные встречи с революционерами привели к тому, что Штанге оказался под надзором полиции. Дабы избежать пристального внимания органов власти, Александр Генрихович в 1887 году покидает столицу и отправляется в село Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Не имея возможности вкладывать энергию в содействие революционным массам, Штанге решил объединить вокруг себя местных мастеров-одиночек в артель по производству металлоизделий. Через два года он вернулся в Санкт-Петербург, но уже не как революционер, а как активист Общества для содействия торговле и промышленности, где выступал, рассказывая о павловских народных промыслах.

Набор ложек столовых на 6 персон в кофре (серебро 875-й пробы)Набор ложек столовых на 6 персон в кофре (серебро 875-й пробы)

Активность привела к тому, что московская компания «Мюр и Мерилиз» оформила у Штанге заказ на крупную партию столовых ножей. Чтобы его выполнить, Александр Генрихович занимает 500 рублей у купечества и на эти деньги в 1890 году закупает всё необходимое для артели, к созданию которой он так стремился. Основанная Штанге артель мастеров-металлистов считается второй в Российской империи. Энергично взявшись за новое дело, Штанге собирает заказы с таким усердием и следит за их исполнением так тщательно, что в 1893 году коллектив отдаёт ему должность председателя правления. Он активно вкладывает собственные средства. Например, три тысячи рублей, выданные ему матерью, пошли на строительство мастерских.

Пара столовых ножей с художественным оформлением рукоятки (нержавеющая сталь)Пара столовых ножей с художественным оформлением рукоятки (нержавеющая сталь)

К 1895 году в числе пайщиков артели значилось уже 50 человек. Основной продукцией стали перочинные ножи, замки, а также инвентарь для пчеловодов. Год спустя на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде изделия артельщиков удостоились Большой серебряной медали. Золотую медаль продукция получила по итогам русско-французской выставки в Париже (1900 г.). К этому времени артель на собственные средства выстроила избу-читальню и сельский клуб, где читались лекции и ставились спектакли любительского театра. Такое начинание привлекло внимание Льва Толстого и Максима Горького, которые начали содействовать артели деньгами. Впрочем, внушительные суммы целое десятилетие в качестве поддержки приходили от Сергея Тимофеевича Морозова – брата знаменитого Саввы Морозова.

Ложка для салатаЛожка для салата

Но Александр Генрихович не рассчитывал исключительно на частную поддержку. В 1901 году он добивается аудиенции министра финансов С.Ю. Витте, после которой артель получает ссуду в размере 50 000 рублей. Эти деньги были истрачены на строительство цехов, станки и инструменты. Расширение привело и к увеличению штата до полторы сотни мастеров. После начала Первой мировой войны артель переключилась на армейские заказы (лопатки для сапёров, ножницы, перерезающие колючую проволоку, медицинские инструменты и др.). Предприятие уже было настолько известно, что ему давали ссуды от государства, поэтому штат артели за военный период вырос с 200 до 600 сотрудников.

Весы (1923 г.)

Революционные события мало что изменили в жизни артели, так как в первую очередь её деятельность опиралась на трудовой коллектив, что полностью совпадало с политикой новой власти. Сам Александр Генрихович отметился работой в управляющих органах и был переведён в Москву на должность инструктора Главного управления кустарной промышленности, где планировал этапы развития промысловой кооперации в масштабах страны. По возвращении в Павлово он в 1921 году объединил местных кустарей в союз металлообрабатывающих артелей. Начальником основанной им артели он снова стал в 1923 году, совмещая эту должность с руководством Павловским метартельсоюзом. В середине 1920-х гг. были попытки признать Штанге «социально чуждым элементом» из-за дворянского происхождения. Однако вся предыдущая деятельность Александра Генриховича, потратившего десятилетия на улучшение жизни рабочего класса Павлово, перечеркнула неподтверждённые домыслы и обвинения. За заслуги перед страной в 1930 году он получает персональную пенсию. Умер Штанге в 1932 году, возвращаясь из санатория.

Набор столовых приборов из 24-х предметов (нержавеющая сталь)Набор столовых приборов из 24-х предметов (нержавеющая сталь)

20 ноября 1932 года решением президиума Всекопромсовета созданная Александром Генриховичем артель получает его имя. Кроме того, именем Штанге были названы и другие объекты местной топонимики. К этому моменту в артели, продолжавшей выпуск столовых и кухонных принадлежностей, замков, посудных и хозяйственных изделий бытового назначения, трудилось уже 1200 человек, что делало её достаточно крупным предприятием. После смерти Александра Генриховича снова начались разговоры о дворянских корнях, что привело к решению переименовать артель, дав ей имя С.М. Кирова, что и было организовано в 1938 году. Тем не менее, члены артели всеми силами придерживались старого названия. Окончательное переименование, когда имя Штанге полностью исчезло из документооборота артели, произошло лишь в 1944 году.

Набор из двух ножей (для хлеба и для сыра)Набор из двух ножей (для хлеба и для сыра)

В 1956 году в рамках общегосударственных мероприятий по реорганизации и укрупнения производства артель стала именоваться «Завод имени Кирова». К концу 1960-х гг. завод превратился в крупнейшего в стране производителя столовых приборов и кухонных принадлежностей. За достигнутые успехи в 1971 году предприятию вручили орден «Знак Почета». Пришедшие после распада страны рыночные времена разорили немало предприятий, занимавшихся посудой и столовыми приборами. Здесь заводу имени Кирова очень повезло, так как в 1994 году он получает статус предприятия народно художественных промыслов, представляющего собой значительную культурно-историческую ценность. Подобный статус подразумевал государственную поддержку как на местном, так и на федеральном уровне. Благодаря этому завод успешно пережил тяжёлые 1990-е гг. Статус послужил и очередному переименованию предприятия, теперь превратившегося в ОАО «Павловский ордена Знак Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова».

Ложка для специй/сахара с квадратным черпаком (серебро 875-й пробы)Ложка для специй/сахара с квадратным черпаком (серебро 875-й пробы)

Завод активно участвует в профильных выставках различного уровня, сохраняя первое место по объёму выпуска столовых приборов на территории не только России, но и всего СНГ. Кроме изделий из нержавеющей стали здесь снова делают столовое серебро, используя для оформления чернение в качестве традиционного метода декоративного покрытия. В рамках изделий народных промыслов завод получает заказы на предметы для официальных мероприятий в масштабах страны. В рамках программы «Сочи-2014» здесь подготовили столовые приборы с олимпийской символикой. Задействован завод был и для выпуска предметов к Универсиадам, проходившим в нашей стране. Каталог завода включает более 350 наименований продукции. И даже не верится, что этот гигант вырос из обычной артели.

Клеймо Павловского завода имени Кирова

Товарный знак

Символом артели изначально выбрали две руки, сжавшие в рукопожатии, символизирующем союз артельных мастеров. Этот товарный знак сохранился и после Октябрьской революции.

* * *
Клеймо «П.К.А.»

Самое лаконичное клеймо – три буквы «П.К.А.» (Павловская кустарная артель») - ставили на сапёрных лопатках.

Подборка клейм артели
Эмблема артели на весах
Логотипы завода (в том числе на изделиях)

Завод использовал два распространённых товарных знака. Но на предмете могли проставлять только название завода. Очень часто товарный знак или название становились элементами художественной композиции декоративного узора.

Клеймо-именник завода и пробирное клеймо на советском столовом серебреКлеймо-именник завода и пробирное клеймо на советском столовом серебре

Название завода на художественно оформленных рукоятках ножейНазвание завода на художественно оформленных рукоятках ножей

Логотип завода на столовых приборахЛоготип завода на столовых приборах

Современный логотип предприятия
Товарный знак в качестве элемента узора на современном изделии